– Насколько использование соцсетей помогает вам в коммуникации с партнерами и клиентами?
– Сначала я вообще очень расстраивался из-за появления интернета, социальных сетей, мобильных телефонов, смсок и всего остального – я понял, что люди теряют истинный контакт друг с другом, и все становится каким-то одноразовым и ненастоящим.
С того момента, пока никаких соцсетей не было, до того момента, когда они появились и стали частью нашей жизни, я увидел, что люди стали намного более равнодушны друг к другу. Между ними выстраивается некое электронное устройство, которое как будто блокирует их боль, печаль, радость – все пропускается через телефон, это некий посредник, который на самом деле глубину из людей убирает, остается только оболочка, аватарка, какая-то обложка. Это очень печально. На уровне человеческих отношений – это страшнейшая беда.
С другой стороны, на уровне распространения информации – какой угодно – соцсети, конечно, незаменимая штука. Одна из самых важных вещей, которую дал нам интернет и мобильные телефоны в частности, заключается в том, что с ними человек никогда не пропадет. У него будет какая-то зарплата, он не будет голодать: ты можешь иметь единственный навык – нажимать кнопку – и будешь получать какие-то деньги, какие-то договоры, какие-то контракты. Хорошо, если помимо умения нажимания кнопки есть еще и воображение, которое, конечно, никто не отменял. На мой взгляд – это то главное, что нужно людям, кто бы что ни говорил – только воображение спасет мир, без него все остальное – ерунда.
– При этом в продвижении своих проектов – "Квартиры", "Зари", клуба "Артишок" вы как раз достаточно активно используете соцсети.
– Так и есть. Конечно, мне бы хотелось, чтобы я написал книжку про "Квартиру", или мы издали каталог очередного фестиваля стран Европейского союза, – и все такие сознательные, сразу пришли, купили или взяли бесплатно и начали этим интересоваться. Но беда в том, что информация сыпется со всех сторон, и если ты не встраиваешься в этот информационный поток – просто перестаешь существовать.
Когда-то Энди Уорхол говорил о 15 секундах славы – на самом деле, примерно столько и есть. Сейчас в мире интернета, когда ты просматриваешь сообщения своих друзей, свою стену в фейсбуке, какие-то приглашения, шанс, что какое-то сообщение зацепит внимание, очень невелик. 15 секунд – это даже много, сегодня уже 2-3 секунды: ты смотришь на фотографию, читаешь первую строчку – и, собственно, все. Опять же, это кажется мне большой бедой: мы и людей начинаем так воспринимать в реальной жизни – как одну строчку. Взгляд на лицо – и все.
Видеоверсию интервью с Артемом Рыжковым смотрите на mediaregata.ru.