В Калининградской области увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Стали больше попадать в ДТП не только автомобилисты, но и пешеходы, и велосипедисты. За первые два месяца этого года ситуация только ухудшилась — число аварий выросло на 14%.
Городской отдел ГИБДД предложил ряд мер, которые, по мнению полицейских, помогут снизить аварийность в Калининграде.
Не больше сорока
Одно из нововведений — постепенное ограничение скоростного режима в черте города до 40 км/ч. При этом предлагается снизить скорость в том числе и на всех крупных магистралях Калининграда, включая Советский и Московский проспекты, улицу Емельянова и другие.
Идея не нова и уже внедряется в России. По словам главы городского отдела ГИБДД Марата Хасазанова, такое ограничение действует в Казани. Там в феврале по предложению Госавтоинспекции на 70 участках дорог снизили разрешённую скорость на 20 км. Решение о создании в столице Татарстана так называемых "зон спокойного движения" было принято после анализа аварийности в городе. Аналогичные предложения звучат и в Воронеже.
Сейчас в черте Калининграда, за исключением ряда участков, действует скоростной режим 60 км/ч. С учётом законодательных поправок инспекторы не привлекают водителей за превышение до 19 км/ч, это фактически позволяет автомобилистам разгоняться до 80 км/ч. При такой скорости столкновение двух автомобилей или наезд на пешехода чреваты летальным исходом.
В калининградской Госавтоинспекции сообщают, что предложение об ограничении нашло поддержку в прокуратуре. Дело остаётся за властями города, которые хотят услышать отзывы калининградцев об инициативе ГИБДД.
Советник Российской инженерной академии, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства КГТУ Геннадий Савкин поддерживает предложение Госавтоинспекции. По его словам, снижение максимально разрешённого скоростного режима на 20 км поможет лучше побороть пробки в городе.
"В Варшаве есть восьмиполосная центральная магистраль протяжённостью 17 км. Там на каждом перекрёстке стоит ограничение 40 км/ч. И нам нужно стремиться к тому, чтобы весь город ехал со скоростью 40 км/ч", — сказал Геннадий Савкин.
Учёный высказал предположение, что через сто лет человечество придёт к тому, что в автомобилях будут устанавливать систему с принудительным ограничением скорости. Савкин утверждает, что с точки зрения комфорта пешеходов скорость машин должна превышать скорость идущего по обочине всего в 10 раз, т. е. составлять 30-50 км/ч.
Впрочем, в Калининграде опыт других регионов может не сработать, считает калининградский юрист Алексей Нестеров. По его мнению, в нашем городе нет многополосных дорог, а чаще всего скорость и так ниже 40 км/ч.
"ДТП в Калининграде происходят чаще не из-за скорости, а из-за невнимательности водителей. Если искусственно замедлять трафик, Калининград попросту будет парализован, а те, кто гонял, так и будут гонять", — считает юрист.
Нестеров уверен, что аварийность при этом не сократится, так как люди будут больше стоять в пробках, нервничать, а значит, последуют новые аварии.
В настоящее время ограничение скорости до 40-50 км/ч действует в Италии, Германии, Франции, Швейцарии и многих других странах, при этом у них и наших "волшебных разрешённых" +19 км/ч". Опыт Европы показывает, что такая мера приводит к уменьшению числа аварий. Так, по данным французского МВД, за два года после понижения скоростного режима число ДТП с пострадавшими и погибшими уменьшилось на четверть. Тем не менее тотальные ограничения нигде не вводят.
Шумовые полосы
Ещё одна инициатива Госавтоинспекции, которая может положительно отразиться на безопасности, — возвращение к практике установки шумовых полос в Калининграде. Впервые такие полосы были уложены в 2012 году у спорткомплекса "Юность". Вкупе с установкой светофора это стало причиной тому, что здешний переход потерял дурную славу одного из самых опасных. Были и другие положительные примеры, о чём часто говорили в ГИБДД и мэрии.
Однако эти полосы жутко раздражали горожан. Мало того, что машины разбивали здесь подвески, полосы стали негативно влиять на жилые дома, которые трясло от проезжающих грузовиков. В итоге часть шумовых полос пришлось ликвидировать. Теперь в ГИБДД предлагают устанавливать шумовые полосы только там, где случается много ДТП, но не в жилых массивах.
По словам экспертов, калининградские шумовые полосы отличаются от привычных, скорее, они напоминают искусственные неровности.
Как считает Геннадий Савкин, во время первой волны укладки полос в Калининграде возникла проблема из-за ошибочной трактовки ГОСТов специалистами муниципальных служб. ГОСТ на шумовые полосы (п. 4.3.2.1) распространяется на "опасные участки дорог (кривые, малого радиуса, участки с ограниченной видимостью и т. п.)", т. е. речь идёт об обеспечении безопасности транспорта, водителей и пассажиров, но не пешеходов. Шумовые полосы в данном случае являются "устройствами воздействия на транспортные средства" (п. 4.3) с целью снижения водителями скорости движения на опасном участке. А вот для понуждения водителей снижать скорость, в том числе перед "зебрами", нужно руководствоваться ГОСТом на искусственные неровности. Это т. н. "лежачие полицейские", которые устанавливаются на расстоянии "от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у (…) вокзалов, крупных магазинов, детских площадок…" (п. 6.2).
В конце 2014 года власти города отказались от установки шумовых полос в Калининграде, так как у нас слишком много старого жилого фонда, который не выдерживает вибрацию, возникающую при движении транспорта. Но при этом власти признают, что количество аварий после установки шумовых полос на опасных участках сократилось.
Предлагалось вместо прежних "лежачих полицейских" устанавливать бетонные неровности — такие же, как в Майском переулке, на ул. Кирова. Однако такие конструкции не всегда подходят для больших улиц.
По словам юриста общества защиты прав автомобилистов Петра Губенко, шумовые полосы прежнего вида больше устанавливать не получится, так как изменились стандарты.
"В 2012 году ГОСТ не содержал конкретных сведений о том, насколько пластичным должен быть материал, из которого изготовлены полосы, и не ограничивал изготовителей в плане их формы, поэтому в Калининграде появились "брёвна" на проезжей части", — отмечает Губенко.
По его словам, шумовые полосы в худшем исполнении не совсем корректно выполняли свою функцию, а при движении по ним на малой скорости колёса ударялись об угол.
"Большинство автомобилистов согласилось бы на установку "лежачих полицейских" вместо таких шумовых полос. Но "лежачие полицейские", по ГОСТу, не везде можно устанавливать", — говорит эксперт.
По наблюдению юриста, многие водители сейчас стараются проехать эти "брёвна" на скорости, что более комфортно, но в таком случае пешеходы находятся в потенциальной опасности, так как на шумовых полосах автомобиль тормозит хуже, чем на асфальте.
На данный момент действует ГОСТ 33025-2014, который предусматривает высоту шумовых полос 1-2 см (против ранее применяемых 3 см).
Калининградцы могут высказаться и проголосовать за предлагаемую Госавтоинспекцией инициативу в нашей группе ВКонтакте.