Девять лет Ксения Денисова катается на мотоциклах с огнём в руках, кружит горящие веера с завязанными глазами и укрощает пиротехнику практически всех видов. Присоединиться к этому искусству может каждый, уверяет она. "Клопс" узнал у девушки, как фаерщики справляются с ожогами и почему детские вечеринки — большой стресс для повелителей огня.
Урок первый: ищем горячего мужа
Девять лет тому назад я работала фотографом. На открытии променада в Балтийске первый раз увидела огненное шоу — впечатлилась. А ещё больше меня поразил один из парней-исполнителей.
Как-то всё закрутилось-завертелось. Сначала был предлог: "Давай я тебе скину фотографии и видео?". Окей. Поводы стали заканчиваться — попросила научить меня, хотя даже не знала, зачем мне оно надо. Теперь мы женаты, у нас свой коллектив.
Артисты постоянно должны совершенствовать навыки, выискивать фишки у других коллективов — элементы акробатики, гимнастики, танцев. У нас в коллективе кто-нибудь находит интересную и не сильно сложную поддержку и роняет: "А давайте попробуем?" И поехали. Так появились трюки с завязанными глазами, поездки на мотоциклах с огнём.
Вставайте с дивана — хоть сейчас начнём учиться
Когда ко мне приходят люди "с нуля", я их абсолютно спокойно беру. Базовая физическая подготовка, танцевальные навыки — всё это неважно, приходит со временем. Есть только одно требование: вам должно быть больше восемнадцати лет. Ребят "16+" допускаем до занятий лишь после подписанного родителями разрешения — те должны понимать, что чадо легко может травмироваться.
Если кто-то думает, что за пару занятий можно взять в руки огонь, это не так. Я не выпущу на сцену неподготовленного человека — все элементы он должен показать с максимальной уверенностью в действиях. У зарубежных коллег мы проходим обучение — в Америке и Китае живут, наверное, сверхлюди, которые делают невероятные вещи.
В моём коллективе есть трикер — человек, который делает всякие прыжки. Базовые элементы типа "восьмёрки" или "фонтанов" может выучить каждый, а есть усложнённые версии — там гуру настолько закручивают руки, что не каждый сможет повторить.
На двухколёсном везу огонь в руках
Пожалуй, это для людей, которые живут адреналином: летают или прыгают с парашютами, тросами. Больше страха испытываешь чувство, что это прикольно. Вот и я так.
Свою программу мы придумали много лет назад. Мне нравится парный трюк с завязанными глазами. Если ты годами тренировался случайно не огреть партнёра горящей палкой, то с завязанными глазами — полная непредсказуемость: а вдруг потеряешь плоскость и загоришься сам?
В феврале мы попробовали усложнить программу — добавили акробатику с поворотами, кружились парой и ничего не видели.
А на мотоциклах ещё круче: я стою на нём с огнём, одной ногой держась за водителя. Больше из коллектива никто не рискнул повторить.
А завязывать стоящему на мотоцикле человек глаза, кстати, ещё никто не пробовал.
Без кожи на руке
В 2019-м случилась беда. Я решила задействовать новый каркас, на котором закреплены огненные фонтаны. Штука была крайне неудобная: я повернула веер, и мне огнём выстрелило в руку. Сначала не поняла — просто испытала болевой шок. На поклоне у меня непроизвольно полились слёзы: на руке не было кожи. В больницу поехала только через пару дней.
Думала: "Ну, ладно, ожог — фигня, заживёт", а потом не влезла в куртку из-за опухшей руки и затемпературила. Врачи сказали, что это ожог третьей степени — о нём напоминает шрам.
Много лет назад в России был страшный случай — артисту во время шоу при работе с пиротехникой оторвало обе кисти рук. Могут загореться волосы или одежда. Грамотный артист за секунды потушит себя, зрители даже не заметят прокол.
Ох уж эти фокусы
"Пожирают" огонь, как правило, мальчишки — их-то шрамы украшают, а вот девчонка не дай бог запаникует и загорится... Артисты набирают керосин в рот и выдувают его на факел, называются эти огненные плевки бризингом.
Зато мальчишки никогда не болеют ангиной — раньше бабушки наши горло полоскали керосином, чтобы побыстрее прошло.
Есть люди, которые постоянно притягивают травмы. Например, наша администратор Кристина ни с одного выступления не ухала без ожога или царапинки. Иногда она даже шутит: "Что-то я уже соскучилась — когда же меня снова чем-нибудь зацепит".
Фейерверки — наверное, наиболее опасная штука. Вся пиротехника, которую мы используем в шоу, специализированная — её мы закупаем у одной из городских компаний. Использовать её без знания техники безопасности — всё равно что подписаться на лечение серьёзных травм потом, это большая ответственность.
"А вам что, жалко?"
В Калининграде многие коллективы подавила пандемия — просто не было заказов. И даже на эту Масленицу спрос не ахти. Чаще всего нас приглашают на свадьбы, следом идут корпоративы и дни рождения, а уже потом всевозможные мероприятия — праздник Ивана Купалы, байкерские сходки и встречи мотоциклистов.
Пока не было жёстких ограничений, нас звали даже на детские утренники. Очень сложно работать с пьяными родителями, которые не контролируют своих малышей.
А когда держат детей за ручку, а они с горящими глазами глядят на представление — это просто вау.
Все малыши действуют по одной логике: сначала осторожно смотрят, а потом лезут поближе и тянутся потрогать. Мы затягиваем сцену лентой, но и это не помогает. На поддатых взрослых приходится гаркать и оттаскивать силой, если в ход идут "а дай подержать?" или "а вам что, жалко?"
Самое умилительное — примирение пар: если мальчик накосячил и заказывает шоу из огненных сердец. Иногда мы не видим реакции — простила или нет, если она смотрит из последнего окна пятиэтажки.
Огонь, дарующий прибыль
Больше пятнадцати минут мы не выступаем. Когда больше — зритель устаёт и начинает киснуть, если меньше — кричит, что ему мало и требует продолжения. 15 минут — оптимальное время.
Нас в коллективе двадцать человек. Чем больше артистов ты заказываешь, тем выше стоимость. Самый бюджетный вариант стоит 6 500 тысяч рублей, в среднем калининграцы не скупятся на огненные вечеринки за 12 тысяч и больше. Правда, пандемия научила клиента экономить.