Четыре года Яна (имя изменено) занимается репетиторством по английскому и русскому языкам. У девушки получается натаскивать детей по школьной программе, помогая с "домашками", и готовить к неожиданным контрольным, но и здесь встречаются препятствия — родители и учителя. Калининградка рассказала "Клопс", почему для родителей оценки важнее знаний и чем опасны уроки с возрастными учениками.
Пришла помогать, а не клоуном работать
До того, как я стала частницей, пробовала сотрудничать с репетиторским центром. Поначалу всё шло гладко, но потом меня вызвали "на ковёр" директрисы и потребовали уделять больше времени развлечению детей, а не их программе.
Хотя у меня не было большого опыта, я отказалась. Помню, что сказала ей в ответ: "Родители платят за обучение, а не за аниматоров". Это действительно разные вещи. Одно дело, когда родители ищут репетитора для развлечения детей и щепотку учёбы, другое — они не знают, что на самом деле происходит на занятии и куда идут деньги.
У родителей нет каких-то сверхсерьёзных требований. Что нужно большинству? Хорошая оценка в школе. Одни хотят разглядывать четвёрки вместо троек в дневнике, другие грезят, чтобы чадо стало отличником. Редко встречала мам и пап, которым по-настоящему важны знания, а не условная оценка за труды школьника. Как по мне, сложившаяся тенденция — это не очень.
Разницу между реальными знаниями и цифрой в тетрадке понимают и дети, и родители. Просто последние предают этому чересчур важное значение. Ставить глагол в правильной форме и разбираться в грамматике — чем это поможет, если нет практических навыков?
Малыш занимается механической зубрёжкой и приносит домой нормальные оценки — хорошо. Это показатель как моей родительской успешности, так и стараний моего ребёнка".
Бывает такое, что репетитор нужен "чисто для домашек". Сам процесс решения этих заданий занимает от пятнадцати до 20 минут. Даже если там самые сложные случаи — под звёздочкой*. Есть у меня и такой мальчик: не хочет концентрироваться и балуется, поэтому ничего другого за час мы не успеваем.
Программу всегда составляю индивидуально, ищу пробелы в знаниях и начинаю их прорабатывать. Репетитор видит их после одного-двух занятий. Бывает, что дети сами признаются, где бы хотели "прокачать" свои навыки. Но обычно школьники не такие серьёзные: просто не понимают, зачем заниматься русским языком, если они уже на нём свободно разговаривают.
Читала, что отдел мозга, который отвечает за причинно-следственную связь, у ребёнка окончательно формируется только к восьмому классу. До этого могут быть подобные протесты. Большинство моих подопечных — младше, — они ещё не осознают.
Противница халявы
Я не делаю пробные занятия — за годы репетиторства удавалось решать все проблемы, с которыми сталкивались ученики. Бесплатный час — чисто маркетинговая фишка, в ней нуждаются те, кто пиарится, только набирает клиентскую базу либо сомневается в своих силах. Просто представить: за один год на "тестовом режиме" позанимается больше двадцати человек, а это потеря внушительной суммы за мой честный труд.
Репетиторство сейчас — отчасти вынужденная мера. Поняла я это после нескольких жалоб от детей и родителей на всяких "англичанок", которые на уроках учат строго по параграфам.
Ребята показывали неправильные переводы слов, которые дают в школе. Учитель бывает настолько некомпетентен, что не в состоянии даже свериться со словарём. С грамматикой вообще беда: объясняется бессистемно, дети начинают путаться и сидят на "презент симпл" до одиннадцатых классов. Фонетику вообще не ставят.
Хуже, когда позиция такая: если я вам что-то не объяснила в школе, то вы можете прийти ко мне на репетиторство. Они готовы давать более качественное образование индивидуально и за деньги, а не распыляться на коллектив из тридцати человек".
Меня звали работать в школы примерно за четырнадцать тысяч — такую зарплату называли "нормальной для начинающего учителя иностранного языка". А кто пойдёт за эту сумму преподавать? Сейчас я бы даже с кровати не встала за такой заработок, а ведь на педагогах ещё висит куча бюрократической работы. Под 30 тысяч зарабатывают сотрудники ну хотя бы с десятилетним стажем.
Школа даёт стабильный заработок, а репетиторство — вещь сезонная. Летом ты можешь сидеть и думать, где же взять денег. Спасает, если успел раскрутить свои услуги и есть постоянные семьи. Я начинала с десяти тысяч в месяц, сейчас с занятий выходит выше среднего. А это у репетиторов от сорока до 50 тысяч рублей.
В образование меня занесло случайно. У знакомой дочка выпускалась из детского садика — нужно было подготовить ребёнка к программе первоклашек. Это не был какой-то определённый предмет, мы занимались сразу всем пять раз в неделю. Всё за чисто символическую плату.
После выпуска из университета я свободно владела английским, говорила по-немецки, ну и конечно, знала родной — русский. Корочка преподавать позволяла, я вдруг подумала: "Почему бы мне не работать по профилю?".
Коллеги вредничают, но поощряют
Недавно я прорешала с ребёнком всю "домашку" из рабочей тетради, отписалась родителям: "Все готово, занятие прошло хорошо". Через два дня мама присылает скрин без каких-либо пояснений: в журнале за эту работу стоит "двойка". Пообещала всё выяснить.
Оказалось, что дети в классе не приготовились к уроку, учитель в наказание нагрузила дополнительной работой и дала на неё пятнадцать минут. Мой мальчик выступил против, сказав, что за это время справиться с заданием нереально. Учительница парировала: "Раз ты такой умный и не можешь сделать, я тебе ставлю "два"". Выполненные нами задания она даже не посмотрела.
Такое, скорее, исключение, чем правило. Учителя не дураки. Они в курсе, что многие дети ходят к репетиторам и молча это поддерживают.
Мы не против слухов на весь город
Всё начиналось с "Авито". Я составила очень хороший текст и добавила в профиль обычную фотографию. К этому лету моё объявление сохранили примерно 60 человек. Надёжным такой способ всё равно не считаю — за четыре года сервис привёл ко мне лишь одну девочку, хотя звонят и "обещают подумать" часто. В основном не устраивает цена.
Глядя на объявления коллег, можно прикинуть, сколько родителю придётся отдать за час дополнительного английского — пятьсот рублей. Выше среднего будет считаться ценник в 700 рублей. Когда частники берут за занятие под 900 рублей, это уже безумно дорого. Есть сомнения, что эти ребята сталкиваются с толпами желающих.
Сейчас я перестала себя раскручивать, а ещё два года назад приходилось. Лучше всего это работает так: родители учеников присматриваются и начинают советовать другим. Как только сарафанное радио даёт эффект, у репетитора появляется лист ожидания. Ко мне сейчас попасть трудно, я забила индивидуальными занятиями все дни недели.
Не бывает неспособных
Когда говорят, что у ребёнка нет способностей к языкам — это неправда. Случается, что школьники просто дурачатся и часто отвлекаются. Я нашла подход, который действительно работает: общаться с детишками так, словно это твои друзья-знакомые, то есть через шутки и даже мини-стендапы.
Школьники очень любят взрослых, которые с ними на одной волне. Нет смысла вставать на учительскую позицию и ставить себя над ребёнком, потому что это его закрывает. Важно быть искренним".
У меня есть девочка-шестиклассница. Она очень любит TikTok, периодически показывает мне видео оттуда, когда я к ней прихожу. Что поделать? Надо смотреть.
Старшеклассники ведут себя по-другому. Они понимают, для чего приходят к репетитору. Несколько выпускников готовила к ЕГЭ, сдавали на 75 баллов и выше. А вот совсем взрослые — это лотерея.
Был опыт, когда взяла на репетиторство сорокалетнего мужика. Наши занятия превратились в какие-то свидания, мне это очень не понравилось. "Слушайте, Яна, английский — это хорошо, но может, мы с вами винишка выпьем?", — выпалил взрослый дядька посреди урока.
Так прошли два или три занятия перед Новым годом. Он решил меня удивить сюрпризом: подарил коробку конфет и деревянный шарик, с вырезанным именем. Мне так стрёмно стало. В отличие от взрослых, дети будут игнорировать факт какой-либо внешней привлекательности. Они не пользуются "Авито", чтобы найти себе партнёршу под невинными предлогами.
Укротила малолетнего матерщинника
Иногда проблемы с занятиями происходят далеко не по вине учеников. Два года назад я пришла в семью, где мальчик вёл себя не совсем адекватно. Постоянные пререкания с родителями — это сложившаяся в семье норма. Помню, как он крыл трёхэтажным матом мать, абсолютно не стесняясь моего присутствия.
Ситуация, которая сработала триггером, была во время "диктанта" на нашем занятии. Я несколько раз услышала невнятные ругательства на всем известную "б". Подумала, что устала и мерещится мне. На третий раз я уже просто возмутилась: "Это что вообще такое?".
Я вообще-то нахожусь в своём доме. Мне ругаться матом можно", — после этого довода пришлось пригрозить парню, что слушать будет меня за дверью.
Мне удалось прекратить безобразие. Странно, что воспитывать мальчика пришлось репетитору, а не родителям. В другой семье, где родители-циркачи гастролируют по всей России и Европе, детей "скидывали" на бабушку. Младший ушёл в протест.
Я пришла к второкласснику, который едва мог прочитать слово по слогам. В какой-то момент он садился на пол, начинал плакать и орать, потому что "ничего ему за это не будет". Мы с ними разошлись. В упрёк ещё услышала, что плохо работала.
Спасибо тем, кто предупреждает о соплях
Когда "ковид" только начинался в России, мне было страшно. Сейчас опасений почти не осталось, я верю в свой крепкий иммунитет. Бывает, что приходится приходить к приболевшим ребятам.
В большинстве случаев родители попадаются понимающие. Если ребёнок чувствует себя неважно, значит, нужно сказать об этом репетитору. Так происходит и у меня. Говорят: "Если не боитесь — приходите". А я не сторонница отмены занятий.