Екатерина бросила учёбу в университете, чтобы пойти работать бортпроводником. За почти два года калининградка посетила множество стран, их количество она затрудняется назвать. Девушка рассказала "Клопс", за что люди недооценивают стюардесс и почему рейс с китайскими туристами — испытание на сдержанность и понимание.
Мы не просто носим еду
Может, это банально, но мечтала летать каждую минуту своей жизни. В детстве я очень часто путешествовала на самолётах с бабушкой, с родителями. Тогда и увидела безумно красивую стюардессу. После этого решила: хочу так же.
Все вокруг пугали, что из-за маленького роста я не подойду. Я вроде знала всё, что нужно делать, но боялась шагнуть вперёд.
Однажды я случайно познакомилась с девушкой-бортпроводницей. Мы разговорились. Можно сказать, это был настоящий пинок под зад. "Иди — если не сейчас, ты себя никогда не простишь", — говорила она.
Всё, я пошла и подала документы.
На четвёртом курсе я ушла с лингвистики, уже наполовину написав диплом. Так и не выпустилась из БФУ бакалавром, зато выпустилась бортпроводником! И таких среди нас много: и врачи, и филологи. Так что не стоит верить стереотипам, что бортпроводники — глупые люди, которые просто ходят и еду носят.
Начинать в Калининграде проще, чем в других городах России. Там ты должен идти напрямую к работодателю, проходить собеседование и нервно ждать результатов. А тут есть есть авиационный центр в БФУ.
Перед учёбой нужно пройти медкомиссию. Бортпроводникам очень важно, чтобы здоровье было идеальным. Следующий этап — летишь в Москву на ВЛЭК: врачебно-лётную комиссию, там проходят практически всех врачей. И уже только после этого ты наконец можешь приступать к занятиям.
Набирали группы по 20 человек. Учёба длится три месяца. Это три месяца тяжёлого и ответственного ежедневного труда. С понедельника по субботу мы на парах с 8:30 до 16 часов, а в воскресенье мы на АСП — аварийно-спасательной подготовке. Всё изучается блоками: два дня мы ходили на предметы, а на третий сдавали экзамен. Признаюсь честно, даётся трудно: это очень плотный поток информации, который нужно обработать и тут же сдать. Но мне было настолько интересно, что я, человек вообще неусидчивый, просидела с открытым ртом на всех парах.
На собеседование приезжали сами компании, а не наоборот. Например, нас посещали "Россия", AZUR AIR, где я работаю, "Аэрофлот". Во время обучения вы внимательно изучаете контракты. Они короткие и предельно простые, никого не обманывают.
Стыдно, что не считала страны
Зарплата стюардесс — это всегда по-разному. Если прикидывать среднюю сумму, то получится от 60 до 80 тысяч рублей. Есть и приятные бонусы. Так как я работаю в чартерной авиакомпании, мы летаем исключительно за границу: на Кубу, в Мексику, Доминикану, страны Азии и много ещё куда. В перерывах между рейсами мы можем пробыть там от двух до десяти дней, за всё платит компания.
В Доминикану летаю чаще, там могу провести семь дней. Мне больше всего понравилась именно эта страна. Попалась дружная бригада, с которой мы обкатали весь остров. Видели водопады, купались на Макао бич — потрясающее место, очень популярное среди туристов. Даже как-то стыдно, ведь я ни разу не считала страны, в которых мне удалось побывать.
В наказание — Россия
Друзья из другой компании рассказывали, что распределение зависит от уровня английского: если у тебя хорошее знание языка и ты его подтверждаешь каждые полгода — попадёшь на международные линии, а если знаешь плохо — летать тебе по России.
По словам знакомых из других авиакомпаний, переводом на внутренние рейсы могут наказать провинившихся сотрудников. Так случается, если бортпроводник опоздал на рейс, повёл себя не по инструкции во время общения с пассажиром. Кстати, на байках кататься тоже нельзя. Согрешившего могут и уволить.
90-60-90?
Каждая компания устанавливает свои требования к бортпроводникам. Допустим, немецкая Lufthansa берёт проводников опытных и взрослых — вместо молодых девчонок 20+ там работают сотрудники от 30 лет. А одна из крупнейших мировых компаний Emirates чётко прописывает в договоре: никаких браков, никакой беременности.
В России тоже ценят возрастных работников, а в плане остального проще — нет каких-то космических контрактов, только стандартные критерии. Например, берут девушек ростом от 160-165 сантиметров. Необходимо знать английский, выглядеть красиво и иметь приятный голос. А про вес ничего не могу сказать.
На каждом собеседовании у тебя в любом случае проверят уровень английского языка. Здесь, конечно, лотерея: могут поговорить об авиации, а могут спросить, что ты сегодня кушал. Иногда просят предложить экзаменатору блюдо на выбор: мясо или рыбу. Если у тебя нет абсолютно никаких знаний, тебя могут взять, но поставят жёсткое условие — ты должен выучить язык.
В основном мы возим русских туристов, но случаются и китайцы. Есть авиакомпании, которые летают направлением "Тайвань — Усу". Это разгром! Здесь английский не спасает — туристы из Поднебесной ничего не понимают, не могут объяснить свои желания и нужды. Жестикулируем, показываем пальчиками. Как-то раз они все хотели чай с молоком — мы поставили большой термос, чтобы они подходили и наливали себе. Сколько раз я была в Китае, там люди очень плохо знают иностранные языки.
Спасай не своих, а пассажиров
Вся работа заключается в чёткости. Ты должен точно знать, что ты сейчас делаешь. Если человек тебя не понимает, объясняй медленно. Тараторить нельзя. У людей есть такой стереотип, что бортпроводники — это просто красивые девочки, которые встречают тебя. А на самом деле мы каждый день прорабатываем и проговариваем возможные авиакатастрофы и должны быть готовы абсолютно ко всему.
Многие считают, что мы работаем одной бригадой. Нет, каждый рейс — новый состав. Почему? В целях безопасности. Не знакомые между собой коллеги как минимум качественнее выполняют свою работу, как максимум — во время авиакатастрофы будут спасать именно пассажиров, а не друг друга. Штат состоит из тысячи с лишним человек. Это рулетка: ты никогда не знаешь, с кем полетишь сегодня.
Мне везёт. С кем-то я подружилась во время командировки, а с некоторыми одногруппниками мы начали работу в одной компании. До сих пор живём вчетвером с девчонками из Калининграда. Это очень удобно: почти не видимся в летнее время.
Плотный график
В жару график плотный — в Турции сезон. В день по четыре-пять наших самолётов, но мы, бортпроводники, не летаем каждый день.
По правилам, отдых предоставляется в двойном размере с учётом суммированного рабочего времени: например, если работаешь шесть часов, то отдыхаешь как минимум 12. Когда это "разворотки" — рейс туда-обратно — три часа ты готовишься к полёту, летишь, ждёшь стоянку два часа, а потом возвращаешься высыпаться. Бывает, что из Турции летишь в другие города России: Казань, Самару, Саратов, Уфу, Пермь.
Пассажиры охают и ахают, молятся
На наших рейсах люди едут на отдых. А русские люди очень любят отдыхать, иногда очень сильно расслабляясь. Некоторые напиваются и начинают петь на весь самолёт, танцевать. Я не попадала в такие страшные ситуации, когда кто-то кидается на бортпроводников, хотя бывало всякое: одним станет плохо, другие начинают хамить.
Зона турбулентности не так страшна, как воздушные ямы. Бывает, тебя просто покачает, а иногда судно на несколько секунд падает, а потом опять летит нормально. Сравнимо с американскими горками. Пассажиры охают и ахают, кто-то молится. Иногда в Турции, когда летишь над горами, такое бывает.
Нам запретили ступать на песок
Пандемия поменяла всё: границы закрыли, работы долгое время не было. Наша компания выполняла вывозные рейсы из других стран, проводили и грузовые перевозки, которых до этого не было. Я вывозила россиян из Бразилии, Перу. Вывезли 36 иностранцев, а привезли 300 с лишним человек. Можно сказать, что мы рисковали своими жизнями, но всё прошло спокойно — заражённых среди них не было.
В Бразилии карантин проходил не так жёстко, как у нас: люди гуляли по улицам без масок, продуктовые магазины открыты. Самое странное, что можно было ходить по променаду, фотографироваться, но спускаться на песок к океану полиция запрещала. Бортпроводники не обязаны соблюдать карантин, но все мы адекватные взрослые люди — отсидели потом 14 дней дома.
...Так вышло, что я почти никому не говорила о решении стать стюардессой. Когда в первый раз выложила фотографию с рейса, мой Инстаграм разорвало потоком сообщений: писали буквально все, даже знакомые из других стран. Многие мечтают, боятся или просто не знают, с чего начать. Паре знакомых девушек за границей я помогла, как мне когда-то моя наставница. Приятно, что я не одна такая.