07:01

Исповедь профессионала: почему на самом деле в калининградских автобусах не работают валидаторы

  1. Статьи
Исповедь профессионала: почему на самом деле в калининградских автобусах не работают валидаторы - Новости Калининграда | Архив "Клопс"
Архив "Клопс"

Алексей (имя изменено) работает в сфере общественного транспорта в Калининграде с середины “нулевых”. В разное время занимал административные должности в нескольких компаниях, был свидетелем становления, а затем ухода с рынка перевозок крупнейшего частника — "БалтАвтоЛайна". Специалист поделился с "Клопс" истинными, на его взгляд, причинами, из-за которых буксует внедрение электронного билета. 

Невыгодная для частника схема

"Мэрия уже полгода внедряет систему, а отладить не получается. Почему? Да потому что тут не только технические сложности. 

Во-первых, не всем частникам выгодно светить весь свой доход. Во-вторых, из-за безнала в итоге зарплата водителя страдает. За каждую операцию банку 4% отдать нужно. На чьи плечи по умолчанию расход ляжет? Правильно, на водителя".

Водители отключают валидаторы

"Ещё один момент. Водители микроавтобусов всех предприятий собирают некую сумму (в среднем шесть тысяч рублей за день) и передают её владельцу машины. Часть денег идёт на топливо и путёвку при выезде из гаража. Всё, что выше, — это и есть  зарплата шофёра.

Бывает, что безналом пассажиры платят больше, чем требуется сдать в парк. Вот водитель и отключает валидатор. Чаще это случается по вечерам. Всё зависит от выручки, домой-то тоже что-то нужно принести".  

Кондукторы тоже "в теме"

"Кондукторы на рейсах, особенно в выходные дни, тоже часто отключают валидаторы, чтобы иметь хоть какую-то зарплату. Муниципального “ГорТранса” это не касается, там экипажу, по большому счёту, всё равно, сколько денег он соберёт с рейса. А вот у частника это вопрос больной. Люди могут весь день работать и ничего не заработать. Пока получишь что-то с этого безнала, целый месяц пройдёт. 

В последнее время кондукторы или водители маршруток просят пассажиров скинуть деньги за проезд на личную банковскую карту. Ну да, это нарушение закона, с одной стороны.  А с другой, это ведь всё равно зарплата работников. Всё равно как если бы пассажиры заплатили наличкой.

За день — а это две смены — кондуктор автобуса собирает около 12 тысяч рублей. Из этих денег водителю на зарплату уходит 2,5 тысячи, кондуктору — в два раза меньше. Остальное — на заправку и в гараж". 

Как страхуются перед контролёрами

"Чтобы контролёры от всяких органов-кураторов не уличили водителей и кондукторов, иногда через валидатор проводят только безналичные платежи. Если пассажир расплачивается "наликом", ему выдают отрывной билет. Бывает, что номинал талона даже не совпадает с фактической стоимостью проезда". 

Исповедь профессионала: почему на самом деле в калининградских автобусах не работают валидаторы - Новости Калининграда | Фото: "Клопс"
Фото: "Клопс"

Власти не учли интересы частников

"Когда безнал только начали внедрять в автобусах, в мэрии сказали: граждане, если валидатор не работает, езжайте даром. Если бы на рынке только муниципальный транспорт был бы — да пожалуйста, можете не платить. А для частника такая позиция властей как серпом по одному месту.

Пассажиры стали настаивать на безналичном расчёте, а если терминал не работает, то говорят: имеем право ехать бесплатно. Приходится высаживать людей, некоторые уходят сами. Но водителям это невыгодно на самом деле. Нет пассажира — нет выручки.

Несправедливо требовать от частника, чтобы он вёз кого-то за собственные деньги. Муниципальный перевозчик всё-таки получает компенсацию из бюджета. И доходы за одну и ту же работу у “ГорТранса” гораздо выше, чем у частника.

В Центре организации дорожного движения, кстати, говорят, что безналичная оплата проезда — дополнительная опция, нет закона, который бы обязывал принимать оплату картой. Но ведь первоначально распространили другую информацию". 

Исповедь профессионала: почему на самом деле в калининградских автобусах не работают валидаторы - Новости Калининграда | Фото: "Клопс"
Фото: "Клопс"

"Поймите нас правильно"

"Переход на безнал по факту снизил стоимость проезда, мы потеряли часть дохода. Стало даже хуже: к терминалам нужны блоки питания определённого вида, они дороже обошлись нам, чем аналоги. Поэтому не удивляйтесь, если кондукторы будут и дальше просить заплатить наличными. Поймите нас правильно".