C 1 апреля в России изменится порядок расчёта платежей за автомобили, ввозимые из других стран ЕАЭС. «РБК — Калининград» узнал у экспертов, на что это повлияет.
По мнению генерального директора автодилерской компании «Отто Кар» Ильи Фишкина, изменения не скажутся на рынке в целом. Однако некоторые автомобили, ввозимые по параллельному импорту, могут подорожать. Фишкин полагает, что повышение цен затронет определённые марки автомобилей, популярные для ввоза по параллельному импорту.
В Калининграде 95-98% продаж вторичного рынка составляют предложения прошлых лет, в основном корейских, японских и европейских марок. Китайские автомобили с пробегом представлены мало.
«Многие люди психологически не готовы переходить на китайский автопром. И потом — на вторичном рынке китайских авто предлагается ещё очень мало, потребитель пока не понимает старение такого автомобиля, их техническое состояние по прошествию 3-5 лет. И этот момент влияет на принятие решения по покупке автомобиля», — пояснил Фишкин.
Он ожидает, что через год-два ситуация изменится. В 2023 году на вторичном рынке Калининграда лидировали автомобили из Германии (43% от общего числа продаж), за ними следовали японские модели (21%), французские (10%), корейские (9,6%) и американские (7%). Доля продаж китайских автомобилей с пробегом составила 2% (выросла на 54% за прошедший год).
С начала прошлого года калининградский завод «Автотор» начал производить китайские автомобили и планирует расширять их ассортимент. Эти автомобили уже представлены на региональном рынке через местных дилеров.
Наибольшей популярностью у местных жителей пользуются китайские марки, такие как Cherry, Haval и Geely. Однако по общим продажам китайские бренды не сильно отличаются друг от друга. Фишкин отмечает, что логистика является сложным фактором влияния на рынок, и в настоящее время сроки доставки автомобилей могут составлять около месяца. Он считает, что вступление продукции «Автотора» на рынок может повлиять на выбор потребителей, но в настоящее время практически все марки продаваемых авто малоизвестны. Для формирования мнения о марке требуется не менее трёх лет эксплуатации.
«Сейчас на российский рынок заходит очень большое количество марок, но в большинстве своём у этих брендов нет производственной базы, они все идут по чистому импорту. В случае каких-то политических, внешних изменений, большое количество этих марок могут просто развернуться и уйти с рынка. Поэтому я бы порекомендовал выбирать все же те бренды, которые имеют производственные мощности, локализацию. В частности, «Автотор» в этом случае один из лучших выходов. Можно рассмотреть продукцию российских заводов, «Автоваза». Потому что, как правило, компании-производители вкладывают больше средств в мощности и рассчитывают на большие сроки», — рассуждает он.
В последнее время автовладельцы в Калининграде стали находить записки с предложениями о продаже автомобилей. Один из авторов таких сообщений объяснил, что занимается скупкой машин, простаивающих во дворах, для дальнейшего разбора на запчасти. В связи с введением санкций сдавать старые автомобили на металлолом стало малоприбыльным, и цены на этот вид сырья снизились.
В настоящее время в Калининграде можно легко найти запчасти на любую модель автомобиля, считают эксперты. Они предполагают, что в будущем не ожидается дефицита запчастей и сложностей с их поставкой.
«Автотор» хочет собирать в Калининграде ещё три модели китайских кроссоверов.