На протяжении четырёх дней весь мир следил за поисками исчезнувшего в Атлантике батискафа «Титан». К вечеру 22 июня стало известно, что его экипаж погиб от взрыва судна. «Клопс» собрал подробности смертельной экспедиции на дно океана и возможные причины трагедии.
Погружение
18 июня частная компания OceanGate отправила экспедицию к месту гибели «Титаника». Подобные путешествия туристы совершали и ранее, все они погружались под воду на «Титане» — батискафе, разработанном OceanGate.
В этот раз судно ко всему прочему должно было собрать образцы ДНК вблизи затонувшего лайнера. Как пишет WSJ, исследователи планировали изучить поселившиеся на обломках бактерии и животных, обитающих в донных отложениях.
Батискафу, который предназначен для погружений не более чем на 4 км, предстояло спуститься к «Титанику, лежащему на глубине 3,8 км. На борту «Титана» находилось пять человек:
- 61-летний директор OceanGate Стоктон Раш, управлявший батискафом,
- 58-летний британский миллиардер Хэмиш Хардинг,
- 48-летний пакистано-британский бизнесмен Шахзада Давуд,
- его 19-летний сын Сулейман,
- 77-летний пилот аппарата, бывший военный водолаз, французский исследователь «Титаника» Поль-Анри Наржоле.
Позднее американские СМИ обнаружили связь между одним из членов экипажа и пассажирами затонувшего лайнера. Жена директора OceanGate Венди Раш является праправнучкой пассажиров первого класса «Титаника»: Исидор Штраус и его жена Ида были самыми богатыми людьми на борту лайнера. По воспоминаниям выживших, супруги стояли рука об руку на палубе «Титаника», когда тот заполняла ледяная вода океана.
Путёвка ко дну Атлантики на «Титане» обошлась пассажирам в 250 тысяч долларов — более 2 млн в рублях. Как рассказали WSJ участники предыдущих погружений, все клиенты должны подписать отказ от претензий к OceanGate, если произойдёт несчастный случай. На первых страницах этого документа трижды упоминается смерть.
Устройство батискафа
Корпус «Титана» выполнен из титана и углеродного волокна. Батискаф длиной 6,7 метра весит 10,4 тонны. Связь со дна океана обеспечивала спутниковая технология Starlink.
Широкий иллюминатор позволяет рассматривать обломки затонувшего в 1912 году лайнера. «Фонтанка» пишет, что экс-директор OceanGate утверждал: материал, из которого сделан иллюминатор, сертифицирован для погружения на глубину не более 1,3 км. Судно, под данным СМИ, управлялось гейм-контроллером Logitech стоимостью 30 долларов.
В 2022 году корреспондент CBS Дэвид Пог опробовал путешествие на батискафе к атлантическому дну. Журналист отметил, что на судне есть туалет за шторкой, что редкость для подобных аппаратов. А вот сиденья не предусмотрены — экипаж вынужден сидеть на полу со скрещенными ногами. Тот самый иллюминатор, через который пассажиры смотрят на «Титаник», — единственный, и к нему у репортёра были «большие вопросы».
Потеря связи
Спустя 1 час 45 минут после начала погружения батискаф больше не выходил на связь. Место, где затонул «Титаник», находится примерно в 1 500 км от острова Ньюфаундленд, эта территория — под юрисдикцией Соединённых Штатов, поэтому поисково-спасательную операцию разворачивает береговая охрана США. Позже к ней присоединятся специалисты из Канады, Великобритании и Франции.
Кислород на «Титане» был рассчитан на 96 часов. По подсчётам, воздух у экипажа батискафа должен был закончиться около 14 часов по мск в четверг, 22 июня.
Поиски
На месте гибели «Титаника» оказалось более 10 кораблей. Несколько самолётов сканировали океан сверху. Дно шерстили несколько беспилотных глубоководных аппаратов и гидролокаторы.
В районе поиска батискафа спасатели уловили похожие на стук звуки. Они раздавались каждые полчаса, распознать их удалось с помощью дополнительных гидроакустических устройств. Однако поиски дали отрицательные результаты.
Всего за 4 дня поисков спасатели прочесали зону площадью более 20 тыс. кв. метров. Однако даже за 30 часов до предполагаемой гибели экипажа «Титана» от нехватки кислорода эксперты утверждали «Ленте.ру», что времени на поднятие батискафа не хватит. Подводник Тенгиз Борисов объяснил, что для определения точного местоположения «Титана» нужно взять пеленг с нескольких точек. Ещё одна проблема — большая глубина: спасателям нужно много времени, чтобы погрузиться, а затем всплыть.
«Титан» спроектирован так, чтобы держаться под водой за счёт балласта. Если бы по каким-то причинам экипаж потерял связь, то вернуться на поверхность он мог несколькими способами: избавиться от балласта, раскачивая судно или используя пневматический насос. Тросы, которые крепят груз, должны были сами распасться в течение суток. Все эти варианты не сработали бы в случае, если батискаф где-то запутался или застрял.
Сообщение о гибели
Вечером в четверг, 22 июня, подводный беспилотник береговой охраны США обнаружил пять обломков в районе поиска пропавшего в Атлантическом океане батискафа. Чуть позже представитель компании OceanGate сообщил, что экипаж батискафа «Титан» погиб.
Причиной трагедии стала «имплозия подводного судна», то есть давление воды на такой глубине просто сжало «Титан» и его экипаж в 487 м от места крушения «Титаника», а обломки батискафа разнесли подводные течения. Характер разрушений свидетельствует о том, что спасти экипаж было невозможно — судно разорвало ещё до начала поисковой операции.
Звук разрушения корпуса «Титана» зафиксировала гидроакустическая система Военно-морских сил США, сообщает WSJ.
Американские спасатели не уверены, что смогут найти тела пяти погибших. Поиски усложняют тяжёлые условия подводной среды, но операция, в которой участвуют десять судов, всё ещё идёт.
Возможные причины взрыва
Как утверждает New York Times, профессиональное сообщество считало, что подходы OceanGate слишком экспериментальны, компания не оценивает риски и не консультируется с профильными агентствами. Раш отвечал, что регулирование отрасли «сдерживает инновации».
Режиссёр «Титаника» Джеймс Кэмерон, несколько раз погружавшийся к затонувшему лайнеру, отметил, что вопросы безопасности и инженерные проблемы должны учитываться в приоритетном порядке при глубоководных погружениях.
«Я поражён схожестью с самой катастрофы «Титаника», где капитана неоднократно предупреждали об айсберге впереди, и всё же он со всей скоростью устремился в ледяное поле, в результате чего погибли многие люди», — заявил Кэмерон.
Телеканал NBC утверждает, что о признаках «циклической усталости» «Титана» известно уже на протяжении нескольких лет. Ещё в 2019 году в презентации для океанографической лаборатории OceanGate указывала, что аппарат может погружаться не глубже, чем на 3 км. В 2020 году директор компании подтверждал небольшую изношенность судна, известно о микротрещинах в корпусе батискафа. Тем не менее, на сайте OceanGate по-прежнему утверждалось, что максимальная глубина погружения — 4 км. Экспедиции к затонувшему «Титанику» продолжались.
Капитан I ранга запаса и военный эксперт Василий Дандыкин в беседе с «Известиями» предположил, что взрыв мог произойти не из-за давления: «Это мог быть пожар, вполне вероятно, могло ведь там замыкание произойти».