В одном из калининградских автосервисов клиентку продержали взаперти больше шести часов, в салоне другого в счёт заказчика подрисовали пару нулей. «Клопс» разобрался, как не попасть на уловки ремонтников и есть ли на это управа.
Трюки, проверенные временем
По словам владельца одной из местных мастерских Валерия, у слесарей есть несколько способов обмануть клиента. Чаще всего жертвами становятся ещё «зелёные» водители или те, кто не силён в принципах механики.
Специалисты навязывают бесполезные для машины работы или «меняют хорошую рабочую деталь на б/у, чтобы позже поставить её другому клиенту» втридорога. Что делать новичкам? Эксперт советует забирать все снятые с машины детали — это и есть доказательство замены.
Нередко авторемонтники фокусничают с документацией. При знакомстве со счётом невнимательный клиент пропустит, что вместо одной баночки жидкости для тормозных колодок ему предлагают рассчитаться за две.
Ещё один козырь: «Заменим целиком вместо одного элемента». Когда клиент приходит в мастерскую со своей деталью, ему могут предложить поставить целый узел, что тоже не всегда обоснованно и ведёт к разговорам о дополнительной стоимости. В таких случаях Валерий рекомендует не идти на поводу у салона, поскольку «на дальнейшее обслуживание по проведённой диагностике вы даёте согласие».
Могут ли оставить без машины?
Как отметил юрист Пётр Губенко, этот момент регулируется постановлением правительства России: блокировка транспорта уместна в том случае, если все работы по обслуживанию и их стоимость официально задокументированы. Устные договоры не в пользу автосервиса: клиент может отказаться платить, а действия слесарей сочтут самоуправством.
«В этом случае сотрудник полиции должен потребовать от слесаря вернуть авто владельцу. Всё зависит от компетентности правоохранителей. Иногда даже они не знают о документе от правительства страны и слышат о нём от сотрудников мастерской», — рассказывает эксперт.
Избежать такого конфликта поможет письменно составленный документ о всех видах планируемых работ. Если после диагностики меняется срок и вид ремонта, это тоже необходимо прописывать.
«Судебная практика показывает, что в некоторых случаях при отсутствии письменного соглашения договор считается заключённым. Это может быть, если ремонт произойдёт по воле каждой из сторон, что будет подтверждено на суде как слесарем, так и клиентом, однако оплата обслуживания останется непроизведённой. В таком случае многое [остаётся] на усмотрение судьи», — поясняет Губенко.
Калининградец оставил машину в сервисе, чтобы поменять масло, и получил счёт на 80 тысяч рублей за дополнительные услуги. Хозяин авто отказался платить, а мастерская — возвращать машину. Мы рассказывали подробности этой истории.