В Калининграде кратно увеличилось количество электросамокатов. Главная причина — появление сразу нескольких сервисов кикшеринга. Глава регионального управления Госавтоинспекции Геннадий Бубёнов рассказал «Клопс», какие претензии есть к пунктам проката.
Что не так?
«Как только заехали к нам так называемые кикшеринги и наставили самокаты, мы занялись этой темой. Не определён их статус: никаких договорных отношений с администрацией города у них нет. Это просто брошенный транспорт, который мешает пешеходам и другим участникам движения», — считает Бубёнов.
По его словам, нужно определить места для размещения самокатов. Должны быть ответственные, которые будут интересоваться возрастом арендатора и правом на управление. Сейчас взять транспорт напрокат можно за несколько минут, скачав приложение.
«Ни на одном из самокатов нет характеристик: умышленно содраны все таблички, нет опознавательных знаков, имеющих отношение к маркировке. Главное, что мы не можем определить мощность, чтобы понять, какой это тип транспортного средства, а от этого зависит, где он должен ехать», — пояснил Геннадий Бубёнов.
Как решили вопрос в столицах?
Решить вопрос с арендными самокатами достаточно просто — запретив движение на ряде улиц или ограничив скорость. Этим должны заняться местные власти, считает начальник отдела Центра организации дорожного движения при правительстве Москвы Яна Мерцалова.
«Мы всё время в диалоге с операторами кикшеринга. Пришли к тому, что транспорт оснащён системой, которая позволяет регулировать с помощью ГЛОНАСС скорость самоката. На карте выделили участки с наибольшим пешеходными потоками — парки, скверы, многолюдные набережные, популярные места. Там самокат автоматически либо прекращает движение, либо едет с очень низкой скоростью», — рассказала Мерцалова.
В Санкт-Петербурге власти нашли иное решение и на время полностью запретили кикшеринг.
«Хороший пример у вас в Калининграде, когда полиция задерживает за нарушения: органы не ждут поправок в ПДД или урегулирования юридического статуса электросамокатов, а нашли пункты в законе, чтобы администрировать. Международная практика показывает — это действенная мера», — говорит Яна Мерцалова.
Грамотные операторы, по словам эксперта, сами стараются минимизировать количество жалоб и не создавать социальных конфликтов. В департаменте транспорта столицы считают, что максимально допустимая скорость для этого вида транспорта — 25 км/ч. Самокаты могут ехать по велодорожкам, тротуарам, в крайнем случае — в правом ряду дороги. Если по соседству пешеходы, следует двигаться со скоростью 5 км/ч, а лучше всего спешиться. Детям до семи лет в Москве рекомендуют носить светоотражающие элементы.
Как правильно ездить?
В Госавтоинспекции Калининградской области рассказали, как пользоваться электросамокатами, гироскутерами, моноколёсами, сигвеями.
- Разрешено двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в парках, скверах, дворах и на специально отведённых для катания площадках.
- У «зебры» нужно спешиться и пересекать проезжую часть, как остальные пешеходы.
- На дороги разрешается выезжать, если мощность электрического транспортного средства превышает 250 Вт. Необходимо иметь шлем и права как минимум категории М.
Для автомобилистов самокаты ещё не стали привычными соседями на дороге. На ул. Фрунзе водитель не успел среагировать и сбил «высокоскоростного пешехода» при повороте на Пионерскую. В Калининграде в ДТП попали пьяный самокатчик и такой же лихач без прав.