Преступники следят за новыми технологиями — им больше не нужны ваши личные данные или даже данные банковской карты. Всё, что им необходимо сегодня, — доступ к вашему мобильному телефону или компьютеру. Под видом защиты ваших вкладов они просят установить некое приложение или программу, с помощью которых всё сделают сами.
Примерная схема действий
Вам поступает звонок якобы от представителя банка или кредитной организации. "Сотрудник" сообщает о подозрительных транзакциях, а затем просит установить программу для удалённого доступа, чтобы спасти вас от несанкционированного снятия денег. Ещё один возможный вариант — просьба установить "специальный антивирус" или скачать программу "для удалённой помощи.
Как сообщила "Рамблеру" менеджер по развитию бизнеса Kaspersky Fraud Prevention Екатерина Данилова, в этой схеме, как и во многих других, злоумышленник пытается сыграть на чувствах и эмоциях жертвы. В результате в 48% случаев люди действительно устанавливают подобное программное обеспечение и теряют свои финансы:
"Из практики скажу, когда мы общались с банками, для меня было удивительно, что пользователь легко верит в такие легенды — ведь надо зайти в магазин приложений, скачать программу, сказать человеку по телефону определённый код — это может занимать от 10 до 30 минут", — рассказала Данилова.
После скачивания и установки подобных программ мошенники получают полный доступ к счёту жертвы, а также ко всем её данным — от записной книжки до паролей от аккаунтов.
"Этот вид мошенничества строится в первую очередь на доверчивости граждан", — прокомментировал ситуацию руководитель Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц. — До недавнего времени мошенники не могли получить удалённый доступ к мобильному телефону жертвы. Теперь же пострадавших тысячи".
Как защититься от такого мошенничества?
Не устанавливайте по просьбе неизвестных программное обеспечение, в частности программы:
- — TeamViewer,
- — Real VNC,
- — AnyDesk,
- — Remote Utilities и другие возможные программы — например, "антивирусы"
и т. д.
Владельцам смартфонов также нужно обратить внимание на подобные просьбы и не устанавливать приложения с похожими названиями. Такая программа предоставит мошенникам полный доступ к телефонной книге, мобильным банкам и другим личным данным, которые для вашего удобства хранятся в памяти гаджета.
И запомните: любой подобный звонок должен насторожить. Банк не звонит клиентам и никого не просит ничего установить, никогда не настаивает на том, чтобы продиктовать номер карточки. Если поступил такой звонок, перезвоните по официальному номеру (его можно узнать на официальном сайте банка или на оборотной стороне вашей банковской карты) и убедитесь, что вам звонили настоящие сотрудники.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области". Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Партнёрский материал