Уже с самого детства и мы, и наши дети вовлечены в экономические процессы. Именно поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог грамотно распределять свои ресурсы. Как же сформировать у детей навык правильного обращения с деньгами? Разберёмся вместе с экспертами.
В первую очередь важно самим освоить навыки финансовой грамотности, подчёркивает руководитель АО "Инвестиционный банк "Финам" Денис Павлов. "Многие из нас неоднократно слышали фразу "Дети являются отражением своих родителей". Поэтому стоит показать хороший пример".
"Если родители ведут семейный бюджет, обсуждают его вместе с детьми, объясняют им мотивы своих трат или, напротив, экономии, то школьник усваивает азы финансовой грамотности, — согласен организатор курса детской финансовой грамотности в ВДЦ "Орлёнок" Денис Лозинг. — Причём делать это нужно без всяких нравоучений. Если родители не посвящают в тему ребенка, то, кроме отторжения и негатива к финансовой науке, у него ничего не сформируется".
Все эксперты сходятся в одном: необходимо частично привлечь детей к управлению семейным бюджетом.
1. Дать понять ребёнку, что он является членом семьи, и вместе с ним участвовать в постановке целей.
"Совместное подведение итогов в конце месяца и распределение оставшихся средств в различные финансовые инструменты могут стать хорошей традицией", — говорит Денис Павлов.
2. Научить детей понимать разницу между желанием и потребностью, тем самым показать отличия между существенными и несущественными расходами.
"Задача родителей — объяснить, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь, — считает консультант по образовательным программам по финансовой грамотности Ольга Андреева. — Причём такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Посещая магазин, приучайте ребёнка планировать свои расходы и определяться со своими желаниями. Для этого заранее выделите ребенку определённую сумму карманных денег".
3. Учить управлять деньгами, выдаваемыми на карманные расходы.
Консультант по образовательным программам по финансовой грамотности в Калининградской области Юлия Прасолова уверена, что привычка получать ресурсы не ежедневно, а один раз в месяц позволит ребёнку научиться самостоятельно планировать расходы:
"Для школьника карманные деньги — это определённый "доход", сумму и регулярность выплаты которого он предполагает. При этом ребёнок осознаёт, что деньги конечны и он должен суметь обеспечить свои небольшие личные потребности в течение определённого периода".
Эксперты портала "Дружи с финансами" считают, что школьникам стоит подсказать и простые способы зарабатывания денег: раздача рекламных листовок, мытьё машин, помощь соседям по хозяйству. Даже небольшие суммы вознаграждения за труд научат ребёнка ценить деньги и с умом ими распоряжаться.
Для подростка следующим, более "продвинутым" способом научить обращаться с деньгами станет оформление банковской карты. Чем раньше он освоит управление операциями в автоматическом режиме, а также получение различных бонусов и кешбэков, тем лучше.
Так или иначе, важно оказывать помощь на любом этапе распределения выделенного бюджета. С таким подходом дети научатся грамотно и тратить, и копить деньги.