11:29

Не потерять деньги: главные виды мисселинга и как их избежать

  1. Новости
Не потерять деньги: главные виды мисселинга и как их избежать - Новости Калининграда

В условиях нестабильности на финансовом рынке — колебания курсов валют и влияния коронавируса на производство и различные отрасли бизнеса — многие калининградцы задумываются о том, чтобы вложить свои средства на выгодных условиях. Однако порой спешкой или невнимательностью могут воспользоваться недобросовестные сотрудники банков и под видом одного продукта продать другой (это и называется мисселингом). Иногда клиенты обнаруживают подмену спустя несколько месяцев после заключения договора, когда расторгать соглашение уже поздно.

Получается, продавец намеренно вводит клиента в заблуждение относительно предлагаемого ему продукта. Это может быть умалчивание о высоких рисках, использование заведомо неверных формулировок или продажа продукта неосведомлённым гражданам. В результате продукт или услуга не соответствуют ожиданиям или потребностям клиента.

Банки

Чаще всего мисселинг встречается в банках. При получении кредита клиенту могут навязать дополнительную страховку (хотя она не требуется), открыть "вклад с повышенной доходностью", каким он не является, или предложить карту с невыгодными условиями обслуживания. Широко распространена такая схема: открытие индивидуального инвестиционного счёта и заключение договора инвестиционного страхования жизни вместо открытия депозита. Подробно об этой схеме введения в заблуждение можно узнать здесь.

Зачастую менеджеры намеренно недоговаривают клиенту о ряде условий по продуктам. Например — о возможности заменить платные сервисы на бесплатную альтернативу — уведомления в приложении вместо СМС-сообщений, возможность снизить проценты по платежам, если придерживаться определённых условий, и т. д.

Магазины

При покупке техники в договор может быть включено так называемое ДСО — дополнительное сервисное обслуживание. По сути, этот пункт дублирует гарантию или является её немного пролонгированной версией. Если он не добавлен в покупку, менеджеры могут серьёзно постараться уговорить клиента в необходимости оплаты такой услуги.

Сотовые операторы Под мисселинг попадает и подключение абонентам услуг, которые они не запрашивали. Схема может быть такой: при запросе баланса клиенту приходит уведомление о бесплатном подключении допуслуг, на которое многие не обращают внимание. А деньги постепенно списываются. К сожалению, в большинстве случаев вернуть средства нельзя. Только отменить навязанные подписки.

Как бороться с мисселингом?

Заключая любой договор, обязательно проверьте все его условия, а также реквизиты организации: соответствуют ли они названию компании, с представителем которой идёт обсуждение. Не бойтесь задавать дополнительные вопросы. Если возникают сомнения, обратитесь за помощью.

— Иногда то, что прописано в договоре, существенно отличается от обещанного на словах, — говорит советник директора проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности Анна Зеленцова.

Поэтому не стоит подписывать документы, не оценив все условия и риски. Эксперт по финграмотности отмечает, что важно помнить особенность инвестиционных продуктов, которые, в отличие от банковских депозитов, не гарантируют доходность, и чем выше обещанная доходность, тем выше ваш риск.

Не забудьте уточнить все нюансы расходов на содержание счёта/карты/номера абонента. Если речь идёт о банковском соглашении, проверьте, попадает ли ваш вклад именно в государственную систему страхования. Здесь же стоит уточнить, возможно ли досрочное расторжение договора и какая сумма будет получена в случае разрыва соглашения.

Не забывайте о существовании "периода охлаждения" — промежутка в 14 дней после оформления договора страхования, в течение которого можно отказаться от него и вернуть страховую премию или её часть.

И ещё о коронавирусе

Ситуация с коронавирусом привела к тому, что в интернете активизировались мошенники. Они рассылают письма частным лицам и компаниям от имени ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), Роспотребнадзора, Минздрава и других профильных ведомств.

"Спам-сообщений и писем на тему коронавируса в мире сейчас действительно много: по разным оценкам, счёт может идти на тысячи в день", — подчеркнул руководитель группы анализа веб-контента "Лаборатории Касперского" Константин Игнатьев.

Широко обсуждаемая тема стала одним из способов привлечь внимание к вредоносным письмам и предложениям о покупке защитных и дезинфицирующих средств. На деле они чаще всего становятся обманом: под видом одних продуктов клиентам, используя всеобщую обеспокоенность, предлагают совсем другие.

Эксперты призывают удалять из почтового ящика письма, получения которых вы не ждёте, не переходить по ссылкам в подозрительных письмах и быть внимательными при совершении онлайн-покупок: проверять количество товаров в корзине, их наименования и цену.