Калининградка Любовь, проживающая в Центральном районе, обнаружила на двери квартиры ярко-красную наклейку с надписью "Злостный неплательщик". В дверь было вставлено уведомление о задолженности по кредиту на чужое имя и другой адрес. Вдобавок незванные визитёры перерезали провод интернета.
Оборванные провода, изрезанные и облитые краской двери, исписанные подъезды и автомобили — множество аналогичных историй происходило до начала 2017 года, когда начал действовать закон о коллекторской деятельности. Этот документ ввёл новое на тот момент понятие "профессиональное взыскание" и официальный реестр работающих по закону коллекторских агентств.
Но, пожалуй, самыми главными нововведениями были нормы общения коллекторов с должниками. Запрещено звонить заёмщикам более 8 раз в месяц, чаще двух раз в неделю и одного раза в сутки. Также исключены ночные вызовы с 10 вечера до 8 утра в рабочие дни и с 8 вечера до 9 утра в выходные. Лично можно видеться лишь один раз в неделю.
Я задолжал и мне позвонил коллектор. Что делать?
Во-первых, узнать информацию о договоре, по которому ваш долг находится в работе не у кредитора, а у коллекторского агентства. Это бывает крайне важно в отношении старых долгов.
"Может оказаться, например, что ваш кредитный договор не предусматривал передачу долга или что истекли сроки, установленные в Гражданском кодексе", — говорит юрист-практик юридической компании "Единый центр защиты" в Калининграде, специализирующейся на банкротстве физических лиц и на смежных областях, Оксана Арсеньева.
"Если этого не произошло по инициативе звонящего, то попросите его представиться, указать должность и место работы, по какому договору работает. <...> Если же вам не дают эту информацию и уходят от ответа — диалог вести нецелесообразно. Имея эти сведения, в случае нарушений вы сможете подать жалобу непосредственно в само агентство, в службу судебных приставов и в правоохранительные органы", — рассказала Оксана Арсеньева.
Коллектор начинает нарушать границы. Куда жаловаться?
"Если количество звонков превышает норму, можно обратиться с жалобой в региональное отделение службы судебных приставов", — говорит Оксана Арсеньева. Для этого надо получить детализацию звонков от своего оператора. "Важно помнить, что в детализации должны быть так называемые состоявшиеся контакты, а не неотвеченные вызовы. То есть если вы просто игнорируете звонящего, это несостоявшийся контакт. Поэтому он дозванивается дальше", — советует специалист.
"Свои беседы с кредиторами и взыскателями лучше записывать на диктофон, сообщив об этом собеседнику. Это поможет, если коллектор всё же выйдет за рамки позволенного законом и приступит к оскорблениям, или угрозам, или откровенному вымогательству", — подчеркнула Оксана Арсеньева.
"Серые" коллекторы
Некоторые коллекторы продолжают работать вне правового поля.
"В июне 2019 года я взял займы в нескольких микрофинансовых организациях. Ввиду тяжёлых обстоятельств и нехватки денег, пришлось перезанимать в других МФО. Так я попал в кредитную яму", — рассказал калининградец Игорь.
В последнее время ему всё чаще и чаще досаждают коллекторы.
"Звонят по 30 раз в день с нарастающей интенсивностью на мобильный телефон мне и моим друзьям, и родственникам. Друзьям звонят реже, но общаются в грубой форме. Иногда включают тяжёлую музыку. Угрожали бандитами. Писали СМС, что приедут с какими-то инспекторами и составят на меня акт о мошенничестве. В социальных сетях писали, сообщали о задолженности в грубой форме и пытались надавить на родственников", — поделился Игорь.
В ближайшее время он намерен обратиться с жалобой на действия коллекторов в правоохранительные органы.
В такой ситуации следует постараться получить доказательства аффилированности "серых" коллекторов с банком или другим коллекторским агентством.
"Это могут быть агентский договор, доверенность и т. д. Эти данные понадобятся при обращении в правоохранительные органы. Не пренебрегайте помощью специалистов. На сегодняшний день существует достаточно эффективных средств для разрешения подобной ситуации", — подчёркивает адвокат Денис Петров.
Как законно защищаться?
По закону должник имеет право отказаться от общения с коллекторами. Для этого необходимо направить заявление о нежелании общения либо можно разрешить общение только через своего адвоката. Правда, сделать это можно только через четыре месяца с момента просрочки платежа. Лучше всего направить такое заявление через нотариуса заказным письмом с уведомлением или вручить его лично под расписку. Если документ составлен неправильно, то адресат обязан в течение 10 дней после того, как получит ваше заявление, разъяснить, как правильно его оформить.
Если должник отказывается от общения, кредитор имеет право передать дело в суд. И если суд примет решение о возврате долга, за дело возьмутся судебные приставы. Они могут арестовать счета должника, описать имущество и продать его в счёт погашения долга.
Куда пожаловаться?
В первую очередь на действия коллекторов можно пожаловаться в региональное УФССП. Ведомство также регулярно проводит горячие линии по вопросам взаимодействия с коллекторами.
В случае, если в телефонных или личных разговорах звучат угрозы или происходят другие противоправные действия, следует обратиться в УМВД по Калининградской области или прокуратуру региона.
Несколько лет назад профессиональные коллекторы создали свой контрольный комитет, который отслеживает и решает проблемы с незаконной деятельностью своих членов – СРО "НАПКА". На официальном сайте НАПКА создан специализированный раздел "Добро пожаловаться", через который можно обратиться за помощью. Также можно отправить письмо на почту jaloba@napca.ru. В основном в НАПКА разбираются своими силами, когда речь идет об организациях, входящих в ассоциацию. В ином случае жалоба передается в надзорные органы.
Однако, по словам специалистов, лучший способ избежать проблем с коллекторами — осмотрительно принимать решения о займах и условиях кредитов.
Со всеми тонкостями кредитования калининградцы могут познакомиться на бесплатных курсах по финансовой грамотности, которые организует Министерство финансов в рамках программы "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области". Расписание занятий можно узнать по телефону региональной горячей линии по финансовой грамотности 8 800 555 85 39.