"В череде праздничных продаж, волны "чёрных пятниц" и предновогодних скидок традиционно активизируются мошенники", — напоминают правоохранительные органы. Разберёмся в том, как не стать жертвой злоумышленников и сохранить свои деньги.
Игра в любовь
Волна обманов прокатилась в сети. Череда взломов личных страниц в соцсетях с просьбами к друзьям прислать денег продолжается, но ей на смену приходят более продуманные способы. Один из них — знакомства в интернете. Кавалер или девушка зовут собеседника на свидание в новое недорогое кафе и просят внести предоплату за аренду столика. Но зачастую оказывается, что заведения, где планировалась встреча, не существует. Контакт жертвы добавляется в чёрный список, через некоторое время страница удаляется.
Совет полиции. Сегодня большинство заведений Калининграда не требуют предоплату брони онлайн. В случае необходимости внести депозит, убедитесь, что контакты заведения соответствуют указанным на официальной интернет-страничке ресторана или кафе. Уточните информацию о предоплате по контактным телефонам.
Сцена у банкомата
Ещё одна популярная схема у мошенников — вымогательство у пользователей банкоматов. Злоумышленник выбирает банкомат в проходном месте и намеренно "забывает" там кредитку. Дожидается, когда карту вынимает следующий посетитель, и во всеуслышание заявляет о краже денег со счёта, требуя вернуть утраченные финансы. В ход идут угрозы.
"Иногда такие мошенники работают в паре. К "пострадавшему" присоединяется свидетель, который якобы вызвал полицию и находится в диалоге со “следователем", — озвучили схему в УМВД.
Совет полиции. Сегодня в отделениях банков, где установлены банкоматы, и на самих устройствах работают камеры. Все операции по снятию наличных и переводу денег с карты на другие счета фиксируются финансовыми учреждениями. Мошенники не смогут доказать ложные обвинения, не следует паниковать и платить кому-либо в подобной ситуации.
Диалог по сценарию
При звонках с неизвестных номеров не следует произносить слова "да" и "подтверждаю": с внедрением биометрии банками активизировались мошенники, пытающиеся получить запись голоса клиента с определёнными словами в нужной последовательности. Совет полиции. При звонке с неизвестного номера использовать слова "алло", "слушаю" вместо "да"; "конечно" вместо "подтверждаю" или выбирать другие синонимы. Не произносить определённое слово, если оно является вашим паролем или кодом для доступа к счёту.
По данным УМВД Калининградской области, основные схемы, применяемые мошенниками в Калининграде, уже знакомы многим:
- — покупка товаров и услуг на "Авито" и "Юле" или в соцсетях ("Одноклассники", "ВКонтакте", Instagram);
- — звонки от лжесотрудников скорой помощи или прокуратуры с предложением компенсации за лекарства или БАДы;
— звонки от имени банка о подозрительных транзакциях с просьбой сообщить реквизиты карты и проверочный код.
Иногда мошенники используют двойной звонок. Звонят с неизвестного номера, сообщают о блокировке банковской карты и необходимости предоставления информации о её реквизитах. После того как человек сообщает данные или отказывается называть их, поступает второй звонок. Собеседник представляется работником банка, сообщает о попытке мошенничества, предлагает предотвратить его и также требует сообщить данные карты.
Некоторые мошенники совершают звонок таким образом, чтобы потенциальная жертва не успела взять трубку. Перезванивая, абонент теряет деньги, поскольку линия является платной.
"Банковские работники не звонят и никогда не спрашивают код или персональные данные своих клиентов", — напомнили в региональном УМВД. "При поступлении подозрительного звонка необходимо сразу же позвонить по единому номеру вашего банка для прояснения сложившейся ситуации. Если телефонным мошенникам удалось завладеть вашими персональными данными и списать деньги со счёта, незамедлительно обратитесь за помощью в полицию", — подчеркнула руководитель пресс-службы регионального ведомства Светлана Поставничая.
Универсальные лайфхаки
"Внимательность и собранность помогут не лишиться средств,— отметила юрист регионального центра финансовой грамотности Ирина Ожиганова. — Банки имеют несколько уровней защиты. Нельзя отвечать на подозрительные смс, сообщать пароли для подтверждения покупок и реквизиты карты третьим лицам. В банкомате при вводе пин-кода обращайте внимание на тех, кто стоит рядом".
Важно хранить все чеки, выданные банкоматами, распечатки и электронные подтверждения о переводе, скриншоты страниц на сайтах, где проводится оплата. Эти документы могут пригодиться при спорах с продавцом или подаче заявления в полицию: помимо самого факта кражи необходимо будет подтвердить, что украденная сумма была в наличии.
Кроме того, следует получить подтверждение личности продавца или убедиться в том, что компания, продающая товар, действительно существует. В этом может помочь простой поиск в сети или проверка в Едином государственном реестре юридических лиц. В беседе с физлицами можно узнать ФИО собеседника, чтобы убедиться, что это реально существующий человек.
"Если вас всё же обманули, следует сразу обратиться в полицию, указав в обращении всю имеющуюся информацию. Важны все детали", — подчеркнула Ирина Ожиганова.
В случае, если дело закрыто или движение по нему не происходит, можно обратиться в прокуратуру, которая проведёт проверку и, вероятно, активизирует расследование.
Материал подготовлен в рамках проекта минфина Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области".
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Партнёрский материал