Сегодня банки все чаще рекламируют карты с кешбеком, предлагая клиентам вернуть часть потраченных денег. Разберемся, что это за услуга и есть ли опасность выгодного предложения.
Кэшбэк - реплика английского выражения cash back, в буквальном переводе оно означает “возврат наличных”. Это программа, по которой клиент банков при оплате товара или услуги картой может получить возврат части потраченной суммы в виде денег или бонусов.
“Для повышения лояльности клиентов и увеличения транзакционной активности Банки часто предлагают своим клиентам разные программы лояльности”, - говорит руководитель проекта отдела развития карточных продуктов ПАО "МТС-Банк" Дарья Удод.
Для банков кешбек давно стал инструментов привлечения новых клиентов и удержания существующих держателей карт. Кроме того, наличие возврата увеличивает покупательский спрос и, соответственно, ведет к росту денежного оборота по счетам.
Выплата по кешбеку может начисляться клиенту банка на счет в рублях или переводиться в бонусные баллы. “В последнее время все больше банков стали отказываться от рублевых выплат. Одной из причин таких перемен является снижение доходности традиционных программ лояльности, на смену которым могут прийти новые технологии, считает директор по развитию программ лояльности компании Cashoff Мария Рязанова.
Как получить баллы
У каждого банка действует своя система кешбека в виде зачисления на карту бонусов или “живых” денег. Средства могут переводиться сразу или в какой-то определенный период времени — в течение недели после покупки или ежемесячно. В каждом финансовом учреждении свои сроки и условия по разным программам.
Кешбек может быть минимальным в 1-2% от всех покупок или повышенным при покупках определенных групп товаров или посещении магазинов-партнеров банка. “Партнерский кэшбэк – это по сути средства из бюджета торговой сети, заложенного на рекламу. В стоимость любого товара, который мы покупаем, закладывается цена рекламы, привлечения клиентов и т.д. С помощью кэшбэка торговые точки платят за тот же результат (привлечение клиента/объем продаж) не рекламным агентствам, а самому покупателю через банк”, - объясняет Дарья Удод.
Причем тут МСС код?
MCC (Merchant Category Code) – четырехзначный код, присваиваемый торговой точке банком. Эта метка классифицирует виды деятельности точек (например: "книжные магазины", "рестораны, кафе, бары", "ж/д билеты"). Когда банк дает кэшбэк на определенную категории товаров, то она определяется именно по МСС коду, информация о котором поступает в банк от банка-эквайера вместе с суммой, датой, временем покупок и т.д.
Если калининградцы планируют совершить крупную покупку и получить по ней кэшбэк, то до оплаты товара клиентам стоит посмотреть в программе лояльности МСС коды предприятий, по которым начисляется кэшбэк в его банке, и затем уточнить у торговой точки, под этим ли кодом она работает. Если коды не совпадают, то покупатель рискует не получить кэшбэк или получить его в меньшем объеме.
Подсчет баллов
Специалисты отмечают: при оформлении карты с кешбеком, следует изучить все условия начисления бонусов и отслеживать их изменения. Например, по кешбеку ежемесячно можно вернуть ограниченную сумму средств. Или по достижении определенной суммы, накопления баллов не продолжаются. Еще одна частая ошибка клиентов - они забывают тратить бонусы, которые ежемесячно сгорают.
Излишние траты
Часто покупатели попадают в ловушку кешбека и начинают чрезмерно увеличивать свои траты, чтобы увеличить количество бонусов, и становятся зависимыми от “выгодных” покупок, подчеркивают эксперты. При этом часто баланс между реальными расходами и возвратом бонусами становится отрицательным: клиенту кажется, что он совершил выгодную сделку, купив больше и получив кешбек. На деле же траты могут превышать запланированные расходы и не укладываться в бюджет, а то и вовсе выходить за его рамки: возврат не покроет суммы на все покупки, предупреждают специалисты.
Еще один немаловажный фактор - банковские карты с услугой кэшбека в обслуживании могут быть несколько дороже в обслуживании, чем зарплатные или дебетовые. Кроме того, на таких картах могут быть невыгодные условия снятия или перевода наличных и жесткие сроки по оплате услуг банка, при несоблюдении которых весь накопленный кешбек может быть аннулирован или введены дополнительные штрафы: следует тщательно изучать информацию об условиях использования карты.
Мошенники
Кешбек быстро стал довольно популярной услугой не только в банках, но и в онлайн-торговле. В сети появились сайты-посредники, которые обещают крупный кешбек (до 20-30%) на покупки у своих партнеров. На страницах есть активный переход на сайты магазинов, оформляющих кешбек. Чаще всего такие сервисы обещают отложенный возврат средств. Но покупатель, оплатив товар, перейдя по ссылке с сайта-посредника, никакого кешбека может не получить: сумма уйдет владельцам странички. Поэтому специалисты советуют пользоваться для покупок только официальными страницами магазинов.
Кроме того, вводя данные своих банковских карт на подобных подозрительных сайтах, жители региона рискуют не только потерять кешбек, но и лишиться средств на счетах. Поэтому важно помнить о правилах безопасных покупок и денежных переводов.
Материал подготовлен в рамках проекта минфина Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области".
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Партнёрский материал