Поправки в закон о транспортной безопасности могут серьёзно навредить владельцам рыболовецких судов — для исполнения требований потребуется 4 млн рублей на каждое плавсредство. Об этом "Клопс" сообщил председатель совета директоров ГК "За Родину" Сергей Лютаревич.
В чём суть поправок?
Правила по антитеррористической безопасности распространяются на все виды транспорта, включая водный. Среди пунктов законопроекта, который сейчас обсуждается, — возле трапов нужно поставить металлоискатели, а в каютах должны появиться специальные двери с электронным замком. Вводятся жёсткие правила и на содержание порта: у причала должен стоять пост охраны, а за каждым судном закрепляется специалист по безопасности. Большинство требований справедливы для обеспечения порядка на крупных лайнерах. Однако помимо гражданского транспорта, правила распространяются и на рыболовные суда, которые не занимаются пассажирскими перевозками. Это и беспокоит калининградских промышленников.
"Доходит до абсурда. Судно океанского флота не заходит в порты — корабль вышел на промысел и в лучшем случае через восемь месяцев приходит домой. Но всё это время на борту нужно соблюдать требования безопасности — поставить коды на каюты, как будто туда приходят иностранцы. А маленькие суда вообще не заходят в зарубежные порты. В разрешении на промысел написано: "только в экономической зоне РФ", сдача вылова — "только на берег России". Мы вообще не покидаем пределы страны. Экипажи маленькие — мне теперь на приход судна нужно поставить рамку с металлоискателем к трапу, чтобы проверить пять членов экипажа. Мы не против бороться с терроризмом, но, мне кажется, рыбаки в первую очередь должны ловить рыбу", — подчеркнул Лютаревич.
Большие затраты
По словам промышленника, эти инструкции выполнить невозможно. Новый закон потребует серьёзных затрат — у владельцев малых судов таких средств нет. Если изменения вступят в силу, большая часть калининградских рыбаков не сможет выйти на промысел.
"Чтобы выполнить все требования, нужно примерно до четырёх миллионов рублей в год на каждое судно — рыбаки столько не зарабатывают. Нам придётся часть флота остановить, и мы будем вынуждены увеличить цену на рыбу на 30%, чтобы выполнить эти непонятные требования", — отмечает Лютаревич.
Ввести исключения
Для решения проблемы промышленники предложили сделать для рыболовецкого флота исключение в части транспортной безопасности. Некоторые специалисты считают: требования нужно оставить, но закон должен учитывать габариты, численность экипажа и назначение судов. В правительстве Калининградской области поддержали послабления для рыбаков и планируют внести предложение в Госдуму РФ.
"На всероссийской конференции "Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму — 2018" эксперты предложили внести изменения в действующее законодательство в части разделения требований для судов различного тоннажа и предназначения. Федеральный закон "О транспортной безопасности" распространяется не только на рыболовецкие суда, но и на все виды морского транспорта. Проблема затрагивает всю страну. В резолюцию конференции предложено внести рекомендации о проработке данного вопроса на федеральном уровне, т.к. он имеет важное значение для всех регионов Российской Федерации", — сообщили "Клопс" в министерстве развития инфраструктуры области.
В рамках федерального законодательства в конце 2015 года в порту Калининград ввели сбор на транспортную безопасность. Средства взимаются также на поддержание техники в надлежащем состоянии, обслуживание, ремонт и строительство инженерно-технических средств.