Идея о запрете смартфонов в российских школах вызвала немало споров среди преподавателей, учащихся и родителей. Сторонники ограничения считают, что гаджеты мешают детям получать образование. Оппоненты уверены: высокотехнологичные устройства — требование XXI века, полностью убирать их нельзя, а лучше адаптировать под учебный процесс. "Клопс" узнал мнение калининградских учителей и родителей и выяснил у экспертов, что нужно сделать, чтобы дети не отвлекались от учёбы.
Позиция родителей
Много родителей поддерживают запрет на смартфоны в школах. По их мнению, дети всё больше времени уделяют соцсетям, играм. Учащиеся потеряли интерес к саморазвитию, успеваемость уходит на второй план. Результат — серьёзные пробелы в знаниях.
"Сейчас школьники поголовно глухие и слепые. Заходишь в автобус — у всех в ушах наушники, все смотрят в телефоны. Что происходит вокруг — их не заботит. На уроках ещё хуже: какая там литература, когда в интернете новый смешной ролик вышел? Даже на физкультуре больше фотографируются и сидят в интернете, играют в игры, вместо того чтобы побегать-попрыгать. Поэтому чем меньше гаджетов у ребёнка, тем лучше", — считает мама шестиклассника Евгения.
Некоторые полагают, что без телефонов детям не обойтись. Аргумент: можно установить не только игры, но и полезные программы. Также мобильники необходимы для контроля.
"У меня дочь в пятом классе учится, ходит в школу со смартфоном. Проблем с успеваемостью нет. На уроках использует гаджет как словарь по английскому — это удобно, учитель не возражает. Плюс ребёнок всегда на связи. Если уроки кончились раньше, перенеслась тренировка, зашла в гости к подружке — позвонила и предупредила, родители спокойны. Запрещать детям телефоны в школах нельзя — всё-таки XXI век на дворе. Да, некоторые чересчур увлекаются, и это мешает учёбе. В таком случае можно купить ребёнку простой кнопочный аппарат без интернета", — говорит калининградец Михаил.
Позиция учителей
Большинство калининградских преподавателей не одобряет смартфонов у учеников. Дети часто отвлекаются на сообщения и звонки, плохо усваивают материал. Среди учителей ходили предложения отнимать телефоны на время уроков, но педагоги не спешат брать ответственность за дорогостоящие устройства.
"Гаджетами увлекаются школьники уже с первого класса. Во время уроков это сильно мешает. Часто ученикам звонят родители, хотя знают, что дети на занятиях, и ребятам приходится выходить из класса, чтобы ответить. Были идеи временно забирать смартфоны, но кто за это будет отвечать? Устройства считаются личной ценностью — кто и где их будет хранить? Это влечёт много обязательств со стороны учреждения", — рассказали в администрации средней школы №46.
Часть преподавателей успешно договаривается с учениками, чтобы во время занятий гаджеты находились в сумках или рюкзаках. Старшеклассникам разрешают использовать смартфоны, но только в учебных целях.
"Мы договорились, что телефоны либо выключены, либо переведены в беззвучный режим. И вот здесь учителю важно самому быть примером. Запрещаю ребятам — не беру в руки сама. В старших классах разрешаю использовать их на уроках литературы — ребята часто читают большие произведения на электронных носителях. Но есть правило: во время контрольных работ ученики 9–11 классов сдают телефоны в специальную коробку. Об этом заранее договариваюсь с родителями на собрании. Учитель должен понимать ответственность, которую он несёт. К счастью, за всё время работы ни разу не терялись, не путались", — делится опытом учительница русского языка и литературы школы №5 Черняховска Светлана Горбась.
Некоторые педагоги подошли к проблеме творчески и предложили применять смартфоны в образовательных целях. Так, калининградские школьники ведут в Instagram профили русских писателей XIX–XX веков . Иные авторы не входят в образовательную программу, что не мешает ученикам интересоваться их жизнью и творчеством.
"Родители понимают: современный гаджет — это не только развлечение. Сейчас дети постоянно держат в руках телефоны — почему бы не использовать это в образовательных целях? Современные технологии в обучении интересны не только школьникам, но и учителям. Считаю, что это направление необходимо развивать", — отметила автор проекта Александра Руденко.
Поиск компромиссов
Смартфоны уже стали не только веянием моды, но и частью молодёжной культуры. По словам психологов, отбирать гаджет у ребёнка — значит изолировать его от сверстников. Однако вопрос запрета в школах нужно решать индивидуально для каждого класса.
"Это современный способ коммуникации, его нельзя игнорировать. Дети сейчас другие. Были случаи, когда родители запрещали ребёнку пользоваться гаджетами, в итоге он зачастую не понимает, о чём говорят одноклассники. Конечно, проще запретить телефоны в школах, но это решение нужно принимать с участием родителей ребят и учителей. Здесь больше вопросов к родителям, ведь дети как-то узнают, что можно включать телефон на уроке. Сами взрослые порой не выпускают устройства из рук. Сейчас много двухлетних детей, которые не едят, если у них в телефоне что-то не играет", — рассказывает детский психолог Елена Головина.
По словам детского омбудсмена Ирины Ткаченко, в школах Калининградской области активно проходят подобные обсуждения. В некоторых учреждениях уже ограничили использование высокотехнологичных устройств. Инициативу одобрили не только учителя и родители, но и сами школьники.
"Сейчас собираю детский общественный совет, общаюсь с ребятами со всей области. Интересовалась их мнением о запрете смартфонов. Трое девятиклассников рассказали, что у них с этого года перед уроком гаджеты сдают. Ученики сами поддержали эту инициативу. Некоторые школьники ищут подсказки в интернете во время контрольной — это неправильно. Я думаю, что полный запрет нецелесообразен — бывают экстренные случаи, когда необходимо срочно позвонить родителям. И, конечно, нужно использовать их в образовательном процессе — идти в ногу со временем", — подчеркнула Ткаченко.
Глава Министерства образования России Ольга Васильева одобрила идею запрета смартфонов в школах. По её мнению, для учёбы личные гаджеты не требуются.