Допустим, у вас есть отличная идея: вы хотите снять авторское кино, открыть благотворительный магазин, ферму, кафе или собрать средства на благотворительность. Но где взять деньги на свой проект? Поможет народное финансирование.
- - Что такое краудфандинг и при чём тут народ?
"Краудфандинг" с английского языка переводится как "народное финансирование" (сrowd — "толпа", funding — "финансирование"). То есть люди добровольно жертвуют свои деньги на развитие неких проектов. Средства собираются через интернет, на специализированных платформах.
- - И что, так можно собрать деньги на любой проект?
Не на любой, конечно, но на многие. Если ваш проект понравится конечному потребителю — людям, ведь именно они будут жертвовать свои средства и фактически станут сопродюсерами вашего проекта, будь то новый альбом, клип или кино.
Темы проектов могут быть самыми разными: музыка, литература, кино, театр, фотография, дизайн, игры, бизнес, а также социальные и благотворительные проекты и многое другое.
Но есть условие: проект не должен преследовать личные цели, нарушать закон или морально-этические нормы.
Недавно журнал "Твой Бро" выяснил, что калининградцы посредством краудфандинга собирали средства и на кроличьи фермы, и на извлечение панелей для Янтарной комнаты. Некоторые проекты даже увенчались успехом.
В Пионерском бизнесмен открыл цех по производству уникальных лодок-трансформеров, а деньги на разработку лодок собирал при помощи краудфандинга.
А недавно калининградский губернатор Антон Алиханов предложил таким образом собирать средства на реставрацию памятников.
- - С чего начать?
Определитесь с проектом. У вашего проекта должна быть коммерческая направленность и чёткая цель, связанная с развитием бизнеса, если речь не идёт о благотворительности. В целом же проект должен быть понятен людям. Далее ищите краудфандинговую платформу. Сегодня таких платформ в интернете около тридцати.
Одной из самых популярных в мире является площадка www.kickstarter.com. Её "фишка" — креативные проекты: съёмки независимого кино, создание видеоигр, комиксов, музыки, техники, гаджетов и т.д. Однажды площадка начала сбор средств на карточную игру "Взрывающиеся котята", и люди в первые сутки пожертвовали 2 млн долларов. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая для себя те из них, в которые можно вложиться, пишет "РИА Новости".
А самым кассовым проектом стал сбор средств на наручные часы Pebble, синхронизируемые с iPhone и устройствами на Android: на их создание в 2012 году было привлечено 10,2 млн долларов.
Аналог этого проекта — российская площадка Boomstarter.
Недавно здесь собрали 2 млн рублей на открытие карамельной фабрики в деревне и на строительство клиники в Никарагуа.
"Мать" российского краудфандинга — сайт Planeta.ru. Здесь музыканты группы "Би-2" собрали 1 млн 250 тыс. рублей на выпуск альбома Spirit в 2011 году. Сегодня на платформу потянулись авторы проектов из других сфер (Евгений Гришковец, Colta и др.). Пpoeкт Kroogi работает с 2007 года, это самая старая из крупных российских площадок для краудфандинга.
В целом же площадок множество и они могут отличаться друг от друга — по поддерживаемым темам, по размеру комиссии, которую они берут с авторов. На ряде площадок проекты могут предлагать только ИП или юрлица, на других допускается участие физических лиц.
- - Я должен что-то платить самой платформе?
Да, обычно это комиссия, её берёт площадка в случае успешного завершения проекта. Размер комиссии — порядка 3,5–5% от собранных средств. Также ряд площадок берёт плату за размещение проекта.
- - А что получают жертвователи?
Обычно авторы предусматривают вознаграждение для тех, кто жертвует свои деньги. Вознаграждение может быть материальным. Например, книги, диски, футболки, кружки — с автографом или без — или сам продукт, на который собирают деньги. Например, калининградец, собиравший средства на кроличью ферму, пообещал "пушистые" подарки, носки и пр.
В качестве нематериального вознаграждения жертвователям предлагается благодарность на официальном сайте или в соцсетях, упоминание имени в титрах видео, на обложке диска, в книге и пр. Это может быть личная встреча, персональная песня, стих или рассказ.
- - Зачем нужен краудфандинг? Не проще ли собрать деньги самому?
Чтобы собрать крупную сумму — а для реализации некоторых проектов нужны большие деньги, лучше иметь обширную аудиторию. Самому делать это сложно даже технически. А известные краудфандинговые платформы позволяют выйти в широкие массы. К тому же они могут оказывать информационную поддержку наиболее интересным проектам.
- - А если нужную сумму собрать не удалось?
Обычно средства возвращаются жертвователям. Некоторые платформы предлагают продлить срок сбора средств.
Материал подготовлен в рамках проекта минфина Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области".
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Партнёрский материал