09:36

Индексы бигмака и борща: стоит ли верить "народным" экономическим показателям

  1. Новости
Индексы бигмака и борща: стоит ли верить "народным" экономическим показателям - Новости Калининграда

Экономика — наука сложная и не всем понятная. Чтобы хоть немного приблизить её к народу, эксперты выводят шуточные экономические индексы. Притом такие неофициальные показатели порой очень наглядно демонстрируют ход экономических процессов. 

Индекс бигмака — и его валютный курс

Самый известный в народе — индекс бигмака. Британский журнал The Economist выводит его с 1986 года. По сути, это способ сравнить валюты разных стран и выяснить "естественный" обменный курс по отношению к доллару США. 

Почему для этого используется бигмак — бургер мировой сети McDonald’s? А потому что он абсолютно стандартен в любой точке земного шара. В его составе — понятная всему миру еда: мясо, сыр, хлеб и овощи, то есть основные составляющие продовольственной корзины. Цена за один бургер включает в себя затраты на аренду, электроэнергию, заработную плату, налоги и пр. То есть обычный бутерброд является маленьким слепком всего народного хозяйства той или иной страны. 

С помощью индекса бигмака эксперты сравнивают покупательную способность различных валют. Цены на бигмак в ресторанах разных стран пересчитываются по рыночному курсу доллара и сравниваются с ценой стандартного бургера в США. 

"Не всегда одни и те же цифры и показатели в разных странах одинаковы. Сто долларов в России и в Штатах — это совсем разные суммы, за них ты получишь совсем разный набор товаров. И чтобы иметь возможность сравнивать и находить такие нюансы и отличия, вводят индексы — такие, как, например, индекс бигмака", — говорит директор филиала компании БКС в Калининграде Виталий Багаманов. 

Индекс бигмака основан на теории паритета покупательной способности. В чём её суть? Покупательная способность — это показатель того, сколько товаров мы можем купить на определённую сумму. Например, в прошлом году мы могли купить необходимый набор продуктов за 800 рублей, а этом году — уже за 850. Это значит, что покупательная способность нашей национальной валюты, то есть рубля, с прошлого года снизилась. 

А паритет покупательной способности — теория, по которой валюты разных стран нужно сравнивать по тому, сколько денег требуется отдать за один и тот же товар в разных странах, объясняют эксперты Центробанка на портале "Финансовая культура"

Например, в России бигмак стоит 130 рублей, а в США — пять долларов. По этой теории получается, что 130 рублей стоят пять долларов, то есть один доллар равен 26 рублям. Точнее, он стоил бы столько, если бы стоимость доллара измерялась у нас в котлетках с булочками. По мнению экспертов, если принять за мировую константу саму стоимость бигмака в долларах, то индекс будет показывать реальный, а не номинальный курс местной валюты. И получается, что рубль сегодня недооценён. Однако известно, что на курс влияет множество других факторов — в частности, цены на энергоносители. Поэтому индекс в данном случае реалий не отражает. 

Зато более реально цена на бигмак показывает общее состояние экономики — цена на него растёт вместе с инфляцией. 

"В разных странах один и тот же товар, который абсолютно стандартизирован и точно не отличается от такого же в другой точке земного шара, стоит по-разному. Индекс бигмака даёт общее представление об уровне цен — насколько реально дорогая жизнь в этом регионе. Кстати, по уровню бигмака Россия — одна из самых доступных стран с точки зрения цен", — говорит Багаманов.

По мнению экспертов, всё же индекс бигмака нельзя считать надёжным. Ведь он не учитывает многих факторов, таких как спрос населения, количество импортных и местных продуктов в каждом бургере, конкуренцию и многое другое. 

Индексы борща, оливье и помады

Конкурентов у индекса бигмака множество. Например, украинские эксперты вывели индекс борща. Он демонстрирует, как в разных странах меняется цена на продукты для изготовления этого любимого многими блюда (мясо, овощи, зелень, сметану). Кто-то предлагает измерять экономические показатели при помощи салата оливье. Принцип индекса тот же. 

Аналитическая компания ValuePenguin измеряет мир большими чашками кофе латте из "Старбакса" (venti-latte). А американская косметическая компания Estee Lauder пытается вывести соотношение между изменениями в экономике и покупкой губной помады. 

"Согласно ему, в тяжёлые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке шикарной красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут", — говорят в ЦБ. 

Deutsche Bank придумал индекс свиданий. Немецкие экономисты сравнивают, сколько в разных странах и городах стоит романтическое свидание, а именно: ужин в пабе, два бокала пива и два билета в кино, поездка на такси. Банк вывел среднюю стоимость романтической встречи в Москве. В прошлом году она составляла 77 долларов. Российская столица оказалась на 35-м месте по этому показателю, сообщает "Рамблер".

Австралийский банк Commonwealth Securities предложил использовать для анализа покупательной способности валют индекс iPod — он сравнивает долларовую цену MP3-плеера iPod Nano объёмом 2 Гб.

"Нужно понимать, что эти индексы не фигурируют в официальных отчётах, но в них абсолютно точно есть рациональное зерно, на которое можно ориентироваться. Потому что, несмотря на то что мир всё более идёт к глобализации, страны по-прежнему остаются изолированными друг от друга и уровень цен в них часто весьма существенно отличается", — отмечает Багаманов. 

Но всё-таки не стоит воспринимать эти показатели слишком серьёзно. Экономика — наука сложная. Более подробно о ней и о вашей личной финансовой безопасности вам расскажут наши эксперты на курсах по повышению финансовой грамотности населения. 

Материал подготовлен в рамках проекта минфина Калининградской области "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области". 

Дополнительная информация — на сайте fingram39.ru.


Партнерский материал