11 лет назад дворняжку Лялю сбила машина. Она лежала на обочине и готовилась умирать. Случайный прохожий нашёл Лялю и привёз в клинику. Собаке ампутировали лапу и отдали в приют, откуда её забрала Маша.
У 16-летней Наташи врождённые проблемы со слухом и дизартрия. Ребёнком Наташа читала вслух своей собаке. Узнав о диагнозе дочери, мама Наташи Елена перечитала килограммы литературы и перерыла интернет в поисках ответа, как помочь ребёнку не чувствовать себя изгоем.
А это Мартин. Ещё недавно он стеснялся разговаривать, а теперь выступает вместе с Лялей.
Как нашли друг друга эти люди и собаки и как они помогают друг другу, наш первый рассказ из цикла "Страна других". Это совместный проект радио "Комсомольская правда — Калининград" и "Клопс".
Мария Хамзина, профессиональный кинолог, до переезда в Калининград жила в Петербурге
Мария Хамзина. Фото: Александр Подгорчук
Мика. Фото: Александр Подгорчук
Когда мы начинали проект в Калининграде, многие дети читали сначала шёпотом — стеснялись. Моя задача: контролировать и наблюдать, но при этом я делаю вид, что меня нет, чтобы никого не смущать. Ребёнок может принести книгу с собой, или же собака ему что-то порекомендует: она подходит к полке с книгами и выбирает.
Для канистерапии подойдёт собака любой породы. В Петербурге в нашей команде были гриффон, йорк, бультерьер, бигль. Собака должна быть старше десяти месяцев. В среднем на её обучение нужен год при условии занятий два-три раза в неделю, после этого собаку тестирует специальная комиссия по 16 позициям и в случае успешной сдачи тестов выдаёт сертификат. Собаку учат вести себя в различных ситуациях: например, если ребёнок закричит, она должна сохранять спокойствие, лечь и замереть.Собака должна проявлять интерес к чтению, отвечать: поставить лапу и положить морду, если ребёнок хочет показать картинку в книге или чем-то поделиться.
Активный ли я родитель? Вообще, моё любимое место — в кресле с книжкой и стаканом чая. Но сейчас я отдаю долги. В своё время я встретила много хороших людей, которые сказали мне: "Не делай так, делай по-другому". Я помогла своей дочери, она окончила школу, учится в колледже, занимается помощью диким животным. Она стала самостоятельным человеком, и теперь я помогаю другим родителям.
У Наташи дизартрия, но логопед сказал, что всё решается, и с пяти лет мы занимались каждый день. А мальчику, который ходит к нам на занятия, не повезло: они не встретили такого логопеда, в итоге Миша предпочитает общаться жестами. Мише 15 лет, он очень стесняется, но потихоньку уже всё-таки стал с нами разговаривать. Один мальчик категорически не хотел читать и в первые три занятия играл в машинки. А вот недавно пришёл и прочитал всю книгу за полчаса. Мартин уже стихи рассказывает, сам сочиняет. Одно время к нам ходила Карина, она не хотела читать, по дороге она придумывала сказку и потом рассказывала собакам.
На Новый год мы устраивали праздник, раздали всем детям стихи. Я попросила сына выступить первым, потому что первым всегда сложнее всего. В результате Игорь выступал последним, все хотели рассказать стихи Деду Морозу.
"Проблемы со слухом у меня начались с шести-семи лет. Врачи говорили, что причиной могли стать частые отиты. У нас дома всегда жили собаки, и мне было легко с ними, ведь собаки всё понимают, и для этого необязательно говорить вслух.После школы я окончила факультет кинологии и одной из первых в стране стала заниматься канистерапией. Мы подготовили 32 собаки.
Ляля. Фото: Александр Подгорчук
Ляля появилась в моей жизни 11 лет назад. Я дежурила ночью в ветклинике как волонтёр одного из приютов. Лялю сбила машина, спасти её лапу не было возможности. Месяц Ляля жила в клинике, потом месяц в приюте. Однажды в приют пришла женщина выбирать собаку. Она сказала Ляле: ты хорошая, но у тебя три ноги, поэтому я тебя не возьму. И я подумала: такая золотая собака должна жить у меня.
Соня Ахматская. Фото: Ирина Певнева.
Йорк Ева стала жертвой моды. Сейчас ей девять лет, и начало её жизни было не очень весёлым. Тогда йорки были на пике моды, но в три месяца Ева заболела и стала не нужна хозяевам. Мы случайно встретились, и взяла Еву к себе. Первый год она тяжело болела, а потом поправилась.
Мика. Фото: Александр Подгорчук
Мика у меня два года. Однажды я заехала в один питерский приют и увидела Мику. Она сидела несчастная, в опилках и так посмотрела, что сердце моё растаяло. Год назад я переехала в Калининград, к мужу. Это было сложное решение, потому что я всю жизнь прожила в Питере, но решающим аргументом стала любовь.
Когда мы начинали проект в Калининграде, многие дети читали сначала шёпотом — стеснялись. Моя задача: контролировать и наблюдать, но при этом я делаю вид, что меня нет, чтобы никого не смущать. Ребёнок может принести книгу с собой, или же собака ему что-то порекомендует: она подходит к полке с книгами и выбирает.
Для канистерапии подойдёт собака любой породы. В Петербурге в нашей команде были гриффон, йорк, бультерьер, бигль. Собака должна быть старше десяти месяцев. В среднем на её обучение нужен год при условии занятий два-три раза в неделю, после этого собаку тестирует специальная комиссия по 16 позициям и в случае успешной сдачи тестов выдаёт сертификат. Собаку учат вести себя в различных ситуациях: например, если ребёнок закричит, она должна сохранять спокойствие, лечь и замереть.Собака должна проявлять интерес к чтению, отвечать: поставить лапу и положить морду, если ребёнок хочет показать картинку в книге или чем-то поделиться.
…Сколько мне платят? Нет-нет, это бесплатно. Я бы могла заниматься с большим количеством детей, но у меня всего два выходных дня. Готова и собак обучать бесплатно, пока никто не обращался".
Елена Кочева, мама двоих детей, переводчик, руководитель АНО "Капли звука"
Елена Кочева. Фото: Александр Подгорчук
"У Наташи в пять лет обнаружили тугоухость, вторая степень — самая противная, её долго не видно. Знаю случаи, когда только в школе узнавали об этом — до этого ребёнок год молчал. Сейчас аппарат аудиометрии есть в любой клинике, но всё равно умудряются упускать таких детей. Литературы о том, как их воспитывать, нет, у нас ничего не издаётся. В итоге огромное число людей выпадают из общества, живут на маленькую пенсию по инвалидности, а ведь они могут работать и зарабатывать, строить карьеру".
Из дневника Елены
"Когда Наташа училась в школе, то часто жаловалась мне, что её не слышат: ни на уроках — учителя, ни на переменках — ребята. Она тянула руку, но её желание ответить проваливалось в пустоту учительского нежелания терпеть ответы нервно заикающейся дочери. Её сверстники под аплодисменты родственников и друзей уже декламировали детские стихи на табуретке, а моя дочь пыталась услышать мир без аппаратов, так как в маленьком городке никто толком не мог поставить диагноз, не хватало оборудования. И конечно же, она старалась молчать, чтобы никто не кричал дурным голосом: "Ты что, глухая, не понимаешь?". Как спрашивать непонятный материал, когда вопрос упирается в жуткую фразу: "Для глухих дважды не повторяю". Конечно, лучше молчать, а потом тихонько списать у одноклассников, хихикающих у тебя за спиной. Они не жестокие, им просто никто не потрудился объяснить, как это сложно — жить со слуховыми аппаратами".
"Когда я узнала о канистерапии (реабилитация с помощью собак — Прим. ред.), мы купили собаку. Наташа читала учебники и другие книги нашему фокстерьеру Таре. Потом появилась кошка, а потом и вторая собака.
Активный ли я родитель? Вообще, моё любимое место — в кресле с книжкой и стаканом чая. Но сейчас я отдаю долги. В своё время я встретила много хороших людей, которые сказали мне: "Не делай так, делай по-другому". Я помогла своей дочери, она окончила школу, учится в колледже, занимается помощью диким животным. Она стала самостоятельным человеком, и теперь я помогаю другим родителям.
У Наташи дизартрия, но логопед сказал, что всё решается, и с пяти лет мы занимались каждый день. А мальчику, который ходит к нам на занятия, не повезло: они не встретили такого логопеда, в итоге Миша предпочитает общаться жестами. Мише 15 лет, он очень стесняется, но потихоньку уже всё-таки стал с нами разговаривать. Один мальчик категорически не хотел читать и в первые три занятия играл в машинки. А вот недавно пришёл и прочитал всю книгу за полчаса. Мартин уже стихи рассказывает, сам сочиняет. Одно время к нам ходила Карина, она не хотела читать, по дороге она придумывала сказку и потом рассказывала собакам.
На Новый год мы устраивали праздник, раздали всем детям стихи. Я попросила сына выступить первым, потому что первым всегда сложнее всего. В результате Игорь выступал последним, все хотели рассказать стихи Деду Морозу.
За два с половиной года существования проекта у детей приличная динамика. Ведь они приходят к нам развлекаться, а педагоги часто забывают, что дети развиваются, играя.
Я планирую, что до весны мы выпустим книжку со специальными скороговорками для детей. Буду подыскивать психолога, которому родители могли бы задать вопросы. Я надеюсь, это будет бесплатно. Я жду результаты гранта: если получится, то у нас будут маленькие курсы кукольного театра — именно кукольного, потому что не все дети готовы выйти на сцену.
В гранте не всё предусмотришь, поэтому я очень благодарна тем, кто помогает нам. Помню 20 шариков, которые нам подарили, это был хороший подарок. Сейчас большая часть потраченных средств — это наши семейные средства.
В регионе около 60 детей с имплантами, приблизительно 200 детей носят слуховые аппараты. А в нашем проекте всего 25 детей. Желающие есть, но у нас крошечное помещение, которое нам предоставили в кинологическом центре "Кучерявая жизнь", и всего три собаки".
Саша Василенко и Мика. Фото: Ирина Певнева.
Из дневника Елены
"“Вы ей уже ничем не поможете. Ваша дочь никогда не будет говорить, и лучшее место для неё — специализированный садик”, — эти слова прозвучали для меня, как приговор. Я уже готова была смириться с прилагаемыми условиями и почти приготовила документы для педагогической комиссии. Но тут моя подруга Катя, только вернувшаяся из отпуска, срочно пригласила меня на чай. "Кроме родителей, Наташе помочь некому. Боритесь". Катя тут же набрала номер логопеда и договорилась о встрече…Я до сих пор благодарна подруге за те слова, которые были сказаны вовремя и в нужный момент и помогли не упустить драгоценное время. Эти же слова я говорю ежедневно всем родителям. У каждого из наших детей свой путь, важно его найти, и никакие врачебные или педагогические ошибки не должны помешать в этом".
Следующую передачу из цикла "Страна других" слушайте 19 февраля в 18:05 на радио "Комсомольская правда — Калининград" (107,2 fm или онлайн). В студию придут мама особенной девочки и сотрудники благотворительного фонда "Берег надежды".