Оформление ДТП по европротоколу удобно при несерьёзных авариях. Впереди зима, а значит, число "поцеловавшихся" на дороге автомобилей вновь вырастет. Но по словам юристов, всё не так просто и здесь возможны свои подводные камни. Как оформить европротокол, чтобы потом не было мучительно больно, разбираемся.
ДТП: маленькое, но неприятное
Если на дороге случилась неприятность и вы стали участником небольшого, но досадного ДТП, то европротокол, безусловно, выручит. Водители могут не ждать полицию, а разойтись, что называется, полюбовно, самостоятельно заполнив специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии — европротокол. И если протокол будет заполнен верно, страховая компания возместит пострадавшей стороне ущерб до 50 тысяч рублей. Плюс европротокола в том, что он позволяет существенно сэкономить время и быстро убрать машину с проезжей части.
Когда составлять европротокол
В законе чётко прописано, когда при аварии можно обойтись европротоколом, а когда придётся вызывать полицию. Итак, вы можете самостоятельно оформить европротокол при ДТП, если:
- в результате аварии пострадали только два автомобиля, оба они должны быть застрахованы по ОСАГО;
- в аварии нет пострадавших и погибших;
- оба водителя — и виновник ДТП, и пострадавшая сторона — согласны с обстоятельствами аварии; если же никто не хочет признавать свою вину, придётся вызывать инспекторов ГИБДД;
- владелец пострадавшего автомобиля считает, что размер ущерба не будет превышать 50 тысяч рублей; если же он думает, что ущерб окажется больше этой суммы, то также придётся привлекать полицию.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), 32% водителей нашей страны в январе — сентябре оформили ДТП по европротоколу, и это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
За девять месяцев 2017 года европротокол оформили 389 тыс. автовладельцев. Им было выплачено 8,6 млрд рублей, что на 28% больше к аналогичному периоду 2016 года (6,7 млрд рублей). Средняя выплата составила 22,7 тыс. рублей, за аналогичный период прошлого года она достигла 22,5 тыс. рублей.
"За несколько лет этот механизм стал достаточно популярным в нашей стране. Ещё в 2013–2014 годах его оформляли лишь 9–10%. Политика госорганов, активность РСА привели к тому, что автовладельцы стали охотнее и чаще прибегать к этой процедуре, которая на самом деле облегчает жизнь. Отдельным стимулом стало внесение изменений в правила дорожного движения, которые предписывают освобождать проезжую часть и не создавать пробки. Плюс большая информационная кампания увеличила число людей, которые знают о такой процедуре и готовы её использовать", — пояснил И. Юргенс.
Как правильно оформлять европротокол, РСА рассказывает здесь.
Подводные камни европротокола
В Калининграде водители также оформляют ДТП по европротоколу, но всё-таки чаще предпочитают ждать сотрудников ГИБДД, говорит автоюрист Пётр Губенко. И во многом из-за того, что не могут прийти к согласию, кто виноват в аварии. Ещё одна причина — невозможность правильно оценить ущерб.
"Проблемы могут возникнут у женщин, у тех, кто не сильно ориентируется в стоимости запчастей, у кого нет знакомых в автосервисе. При аварии сложно определить ущерб, тем более что бывают и внутренние повреждения автомобиля. Например, произошло столкновение бамперами. Казалось бы, бампер сыграл — и всё нормально. А когда начинаем разбираться — крепления отломались, внутри брус деформирован, значит, бампер полностью менять надо", — говорит юрист.
Между тем, если европротокол уже подписан, спорить со страховой компанией будет бесполезно. Даже если вы обнаружили скрытые повреждения автомобиля после аварии, страховая возместит вам ущерб, но не более 50 тысяч рублей. И судиться будет бесполезно, говорит юрист. Суды обычно принимают сторону страховых компаний.
Ушиблись при ДТП? Вызывайте полицию!
Похожая ситуация — с вредом для здоровья. Вообще, по закону, если в ДТП есть пострадавшие, аварию оформляют инспекторы ГИБДД. Но если вы просто немного ушиблись и чувствуете себя удовлетворительно, можно ли оформить ДТП по европротоколу?
Можно, но осторожно, говорит Губенко.
"Если есть хоть какие-то предпосылки, что здоровью нанесён вред, нужно вызывать ГИБДД. И я бы не советовал, если кто-то обо что-то ударился, ушибся, оформлять европротокол. Ведь бывает, что вроде всё нормально, а потом какая-нибудь микротрещина позвонка и долгое лечение, — отмечает юрист. — Однако в законе прописано, что, если вред здоровью проявился уже после ДТП, можно попробовать взыскать ущерб со страховой компании. Правда, придётся пройти долгий путь и, возможно, дойти до суда".
Оформляем правильно и несём в страховую!
Согласно закону, на месте ДТП каждый водитель заполняет свой бланк европротокола. А затем каждый из них должен отнести бланк в свою страховую компанию. Это касается и виновника аварии, и пострадавшей стороны.
"При оформлении европротокола обязательно не только потерпевший, но и виновник ДТП в течение пяти дней должен отнести экземпляр европротокола в свою страховую компанию. Относите и возьмите доказательство, что такой документ передан: либо акт передачи, либо вам на копии расписываются, что приняли. И потом в течение 15 дней виновная сторона не имеет права ремонтировать своё транспортное средство, — говорит Губенко. — Если эти моменты нарушить, то потом у страховой возникает право предъявления регрессных требований к виновнику на ту сумму, которая заплачена потерпевшей стороне".
По словам юриста, об этом правиле, когда виновник ДТП обязан обратиться в страховую, мало кто знает. И так называемые аварийные комиссары, которые за определённую сумму берут на себя оформление европротокола на месте аварии, ни о чём не предупреждают водителей.
"В итоге у нас вал дел, когда страховые компании взыскивают деньги с виновников ДТП. И люди ничего сделать не могут. Практика сформировалась против автомобилистов, — отмечает юрист. — Такие дела проигрышные заведомо. Браться за них имеет смысл только в тех случаях, если произошла ошибка, человек, допустим, отнёс бланк в страховую, но подтверждения не оставил. Или оба экземпляра отнёс в одну страховую компанию. Тут тоже можно подумать".
Ещё один нюанс — оформление бланка. Если допустили ошибку, то ваш европротокол страховая компания может и не принять.
"Например, на протоколе должно быть несколько подписей в различных местах: на лицевой стороне подпись под схемой, подпись под обстоятельствами и на обороте подпись под объяснениями. Если какой-то подписи не хватает, страховая может не принять такой бланк, — отмечает Губенко.— Также у многих страховых бывают странные моменты. Они говорят: оборот европротокола каждый должен заполнять самостоятельно. Хотя разумно на обороте каждого экземпляра, чтобы и один водитель написал свои объяснения, и второй. Однако такие протоколы начинают не принимать. По оформлению часто возникают непонятные коллизии".
По словам юриста, для опытных водителей оформление ДТП по европротоколу — несомненный плюс. Однако если ваш стаж вождения невысок, то лучше при аварии дождитесь ГИБДД. Сегодня сотрудники Госавтоинспекции часто советуют водителям оформлять ДТП самостоятельно. Оно и понятно: они хотят снизить объём своей работы, говорит юрист. Однако европротокол — это право, а не обязанность гражданина. И только ему выбирать, как оформлять обстоятельства ДТП.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Дополнительная информация — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 и на сайте fingram39.ru.