16:38

С миру на нитки: за чей счёт достроят Приморское кольцо

  1. Новости
Ещё в середине августа глава государства, посетив Калининградскую область, с присущей себе безапелляционностью и обезоруживающей прямотой продемонстрировал местной власти, элите и жителям, что такие слова как "проект" и "реальность" рождают совершенно разные образы, — в зависимости от места проживания и масштаба дел, которыми человек привык заниматься. Заявив, что Приморское кольцо должно быть достроено, а в Пионерском должна появиться современная международная яхтенно-круизная марина, президент ясно дал понять, что горшки в России обжигают боги и только. Наш регион далеко не Олимп, с богами и полубогами у нас напряженка, оттого и предлагается тратить федеральные деньги не на масштабный инфраструктурный проект "Приморское кольцо", не на международную имиджевую яхтенную марину, а на то, с чем как-то привычней "работать": повышение качества здравоохранения и образования, рост благосостояния населения, динамику прироста капитальных вложений. То есть на те направления, которые никак не пощупать и не потрогать, а за результаты не спросить.
 
Однако понять озабоченность местных чиновников при виде столь "чужеродных" масштабов можно — крупные проекты сваливаются на региональные власти через поколение, а то и реже, но что сложно понять, так это реакцию части населения, напомню, самого западного и вроде как продвинутого региона страны.
 
Спустя месяц федеральное правительство заявило о том, что финансирование строительства Приморского кольца в Калининградской области и трассы "Таврида" в Крыму будет осуществляться за счет повышения акцизов на бензин и дизельное топливо на 1 рубль в 2018 году. Более того, появились сообщения, что сотовых операторов обяжут увеличить отчисления в так называемый резерв универсального обслуживания с целью увеличения поступлений в бюджет для нужд все той же Калининградской области. СМИ быстро состряпали одну и ту же подачу намерений правительства в виде привычного пирожка под названием «за все заплатит народ». И здесь хотелось бы спросить как "стряпающих", так и "вкушающих" — в России впервые повышают акцизы на топливо и тарифы на сотовую связь? Или, в кои то веки, знание того, на что именно пойдут сборы от роста стоимости бензина и смс, не может перевариться в слабеньких от непрерывного потребления манки желудках?
 
Один из популярных блогеров провел анонимный опрос жителей Калининграда и Крыма на предмет их отношения к росту акцизов, за счет которого будут достроены "нитки" Приморского кольца и "Тавриды". Респонденты в большинстве своем заявили о нежелании платить за то, что им не нужно. Другие отказывались платить за то, что не находится у них дома или под их "пятой точкой". По их разумению, изыскивать средства на такие «уличные» проекты необходимо без участия карманов населения. И это, отмечу, респонденты из главных и единственных реципиентов всей затеи — Калининградской области и Крыма. Интересно, какова была бы реакция жителей Саранска, Волгограда или Перми? На секундочку, — абсолютно все обладатели мобильных телефонов и автомобилей в России будут скидываться нам на "кольцо".
 
Когда в 2006 году мы узнали, что Россия примет зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, добрая половина из нас была крайне недовольна пролетающим мимо баблом. Когда по телевидению идет реклама строительства Керченского моста, та же половина хмурит брови. Однако теперь пришла пора негодовать другим, но уж точно не нам. Через пять лет, добираясь до Янтарного или Балтийска быстро, с ветерком, и по хорошей дороге, каждый сможет позволить себе встать на аварийку на полосе безопасности, выйти из машины, присесть и потрогать свои рубли, воплощенные в асфальте. Есть ли гарантия, что когда-нибудь можно будет пощупать улучшение качества здравоохранения или образование, не говоря о чистом сюре в виде инноваций и технопарков?
 
А теперь давайте прикинем, что еще кроме ветерка и ровной дороги даст нам реализация двух проектов в области за счет всей страны. Во-первых, мы получим несколько населенных пунктов, которые будут полностью включены в будущее развитие региона и его прибрежной части, а это активная застройка, развитие сферы обслуживания, новые рабочие места, новые туристы, и, как следствие, рост благосостояния населения и ВРП региона. Хотите конкретики? Одна только яхтенная марина в Пионерском сможет принимать около 100 тысяч круизных туристов в год, которые к моменту сдачи объекта будут лишены «удовольствия» получать для посещения нашей области визы. И ведь не все любители морских прогулок будут жить на своих яхтах и яхточках. Сегодня сервис Airbnb предлагает в Пионерском не более 10 объектов для размещения. После строительства марины для удовлетворения спроса понадобиться свыше 500 частных объектов и не меньший фонд гостиничных номеров. И это самая скромная оценка. Дело в том, что морские энтузиасты руководствуются не количеством звезд в гостиницах и состоянием кирх, а наличием яхтенной инфраструктуры, тем более, там, где до этого их мало что привлекало.
 
Возвращаясь к росту акцизов, то для любителей цифр попытаюсь объяснить примерный смысл фразы "с миру по нитке" в нашем конкретном случае. По данным общественной палаты РФ, средний пробег автомобиля в год составляет 15 тысяч км. При расходе в 10 литров, ежегодно отечественный автовладелец покупает 1500 литров топлива, при росте акциза на 1 рубль получается, что каждый россиянин заплатит за Приморское кольцо около полутора тысяч рублей в год. В нашей стране зарегистрировано 56 млн автомобилей. С каждого по 1500 рублей, получается 84 млрд рублей, при необходимых для "кольца" 40 млрд. Да, часть средств пойдет на "Тавриду", но отмечу, что акцизы позволят собирать лишние 80 млрд рублей ежегодно, а Приморское кольцо будут строить как минимум три года. Справедливости ради, стоит отметить, что вероятность снижения акцизов по итогам сдачи Приморского кольца равна нулю, — ну нет в России традиции снижать цены на что бы то ни было, кроме плодоовощных в разгар сезона.
 
Подводя итог, хотелось бы еще раз донести мысль о том, что никогда еще рубль с литра бензина не тратился на нас с вами так понятно и прозрачно, как, надеюсь, будет потрачен. И еще хочется думать, что свою роль в этом сыграл совсем не один человек, а как минимум два. И для второй половины «кольца» мы придумаем что-то не менее яркое, нежели "боосбан".