В кинотеатрах Калининграда и Гвардейска стартовал показ фильма "Теснота" (18+) — дебютная работа режиссёра Кантемира Балагова. Выпускник мастерской Александра Сокурова снял свой первый полнометражный фильм в 25 лет и тут же получил приз Каннского кинофестиваля, за которым последовали награды "Кинотавра" и Гран-при фестиваля "Зеркало".
Вкратце сюжет таков. 1998, Нальчик. Маленькая диаспора кавказских евреев. 24-летняя Илана работает в отцовском гараже, чтобы помочь ему свести концы с концами. Заводит отношения с молодым кабардинцем, что не нравится её родным, которые хотят, чтобы она искала пару в своей общине. Однажды вечером вся большая семья с друзьями собирается отпраздновать помолвку её младшего брата Давида. Ночью молодую пару похищают, прислав требование выкупа. В этом еврейском местечке никто не пойдёт в милицию, но как найти деньги для спасения Давида и его невесты? Илане выбирать — оставаться с любимым человеком или спасать брата.
О специфике Кавказа, жертвах в семье и о том, что же такое теснота, рассказывает Кантемир Балагов:
"Молодёжь на Кавказе всегда воспитывается очень воинственно. Есть уверенность в том, что мужчина должен обязательно быть воспитан в спартанских условиях — с детства, грубо говоря, идти на борьбу. Такое воспитание чревато ожесточением сердца и души, от которого идут многие проблемы.
Теснота — это когда ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека. С другой стороны, теснота — это чрезмерная близость: в семье, на одном пятачке земли. Ты повсюду натыкаешься на других людей с их мнением, правилами, законами, тебе не хватает воздуха, свободы.
С натурой определились быстро, труднее всего оказалось найти главную героиню. Три месяца не могли выбрать — случайно наткнулись на выпускницу Школы-студии МХАТ Дарью Жовнер, без неё бы фильм не состоялся.
В 90-е похищения у нас были не редкостью. Об этом случае мне рассказал отец. Но реальная драма с криминальными разборками, безуспешными попытками договориться показалась не столь интересной. Когда женщина начинает действовать, совершать поступки, это всегда неожиданно, непредсказуемо. За этим очень интересно наблюдать.
Я хотел поставить под вопрос аксиому: должен ли член семьи априори жертвовать собой ради своих близких. Мне было интересно, насколько вообще гуманно со стороны родителей просить детей о какой-либо жертве. Лично для меня это не вполне приемлемо.
Многие считают, что я снял так называемое региональное кино, а я полагаю, что оно российское — я вырос в этой стране, в её культуре. Ко многим частям России люди относятся как к каким-то далёким провинциям, жизнь которых их не касается".