11:33

На машине по Скандинавии: как выбрать маршрут, что взять с собой, где ночевать и сколько это стоит

  1. Новости
Атлантическая дорога. Фото: Анна Окнен.
Путешествия по Европе на машине для многих калининградцев стали привычным делом. Добраться на своих четырёх до Хорватии, Италии и даже далёкой Португалии уже не кажется несбыточной мечтой. Калининградка Анна Окнен рассказала о путешествии по Скандинавии и поделилась советами, как готовиться к такой поездке, где побывать и на что обратить внимание в дороге.
 
Норвегия. Фото: Анна Окнен
 
Как считает Анна, планировать автопутешествие нужно не позднее чем за два месяца до него. Можно скомбинировать и добраться до той или иной страны на самолёте, а после арендовать машину. "Есть минусы: придётся тащить всё на себе и, возможно, платить за багаж. У лоукостеров Wizz Air и Rynair, например, бесплатна только ручная кладь, зато лететь из Литвы или Польши раза в четыре дешевле, чем из Москвы", — говорит Анна.

Что смотреть?

Выбрав страну, начинаем искать, что именно там посмотреть. Автоматически включаем столицы, гуглим достопримечательности, пешеходные маршруты, природные заповедники и прочие диковинки. Составляем черновой маршрут. Я бы рекомендовала выделять на крупные города по три дня.
 
Стокгольм. Фото: Анна Окнен
 
Если говорить о нашем скандинавском путешествии, то в Стокгольме я рекомендую как минимум посетить старый город и музей Vasa. Ещё есть парк аттракционов Grona Lund, где только американских горок четыре вида. Местная IKEA сильно отличается от московской, литовской и польской.
 
Уппсала — старинный шведский университет. На его лужайках пасутся чистые и ухоженные овцы. В студгородке есть кемпинг, где и советую остановиться. Сам город тоже интересен с точки зрения архитектуры.
 

Дорога троллей. Фото: Анна Окнен
 
В столице Норвегии Осло смотреть особо нечего, но в пригороде много интересного. Обязательные к посещению Музей кораблей викингов, Музей корабля Fram, на котором плавал Амундсен, и музей "Кон-Тики", где представлены плоты Тура Хейердала. Все три музея находятся рядом друг с другом.
 
Прекестулен. Фото: Анна Окнен
 
Прекестулен — пешеходный маршрут на висящую над фьордом скалу, спуск и подъём занимают 5–6 часов, но поверьте — это того стоит.
 
Рыбный рынок в Бергене. Фото: Анна Окнен
 
Берген — самый дождливый город мира. На местном рыбном рынке варят очень вкусный суп из морепродуктов и продают его на разлив. Также вам могут поджарить свежую рыбу или моллюсков по вашему выбору. Это настоящий туристический город, где, в отличие от Осло, можно отовариться сувенирами.
 
Дорога троллей — живописнейший серпантин, который вы можете сфотографировать сверху. Каждый изгиб дороги назван в честь какого-то тролля. Сам путь до неё прекрасен: местность меняется до неузнаваемости с изменением высоты, каждые десять секунд — новый пейзаж.

Считаем время

Здесь многое зависит от мастерства водителей, транспортных средств и дорожного покрытия.
 
Например, до Москвы можно добраться легко в одиночку без остановок и за девять часов, и за 22. А, к примеру, а Швеции и Норвегии гнать получится только по дороге из одной страны в другую. Всё остальное — серпантины, где скорость ограничена до 20 км/ч. Ехать быстрее нельзя, иначе ты просто не впишешься в очередной виток.
 
Норвегия.  Фото: Анна Окнен
 
Но дело не только в этом, а в том, что дорога — сплошной театр природы. Каждые 15 секунд пейзаж меняется. Мы ехали обычно так: один за рулём, а другой постоянно делает фото и видео прямо из машины.
 
Если дорога хорошая, а ограничение скорости на ней 90–110 км/ч, то в среднем вы будете проезжать около 100 км в час. Прикиньте время на дорогу, заправку, еду и отдых: комфортно делать по 300–350 км в день. Однако можно путешествовать и без остановок: один спит, другой рулит.

Ищем жильё

Далее в игру вступают ресурс Booking.com или другие аналогичные сервисы бронирования. Ищите хостелы и кемпинги. Норвежские хостелы — примерно как наши трёхзвёздочные отели. Часто две кровати в трёхместном номере стоят столько же, сколько и три. Если вы снимаете всю комнату, у вас есть санузел, плита и посуда.
 
Осло. Фото: Анна Окнен
 
Идеальный вариант: вы отмахали 300 км и переночевали. Проснулись, проехали около сотни, посетили красивое место и добрались до следующего кемпинга.
 
Все хостелы нужно забронировать заранее, а в кемпинги написать письмо о возможности брони с указанием фамилий всех путешественников и распечатать их подтверждение о том, что бронь не требуется. Это понадобится в дальнейшем для норвежской визы, если нет шенгена.

Что взять с собой

1.  Турснаряжение: спальники, коврики, палатки. В кемпингах по большей части есть только места под палатки, трейлеры или бунгало мало где присутствуют.
 
2.  Одежду. Не ленитесь брать с собой больше сменных носков и белья. Не жадничайте оплатить в хостеле стирку грязной одежды. Не забываем про шапку и шерстяные носки: ночами в палатке бывает весьма прохладно даже летом.. Возьмите сланцы, иначе ходить в душ придётся босиком. В спортивных штанах будете спать и перемещаться вечером по лагерю. Поверьте, после целого дня пути принять душ и переодеться в чистую и удобную одежду невероятно приятно. Выделите рубашку, в которой будете спать.
 
НорвегияФото: Анна Окнен
 
3. Продукты. По всей Скандинавии очень дешёвые фрукты и овощи и крайне дорогой сахар — около 400 р. за килограмм, так что лучше его брать с собой.
 
Заведите пластиковый бокс с отверстиями, куда будете складывать всю еду. Берите смело побольше консервов, супов в пакетах, сухой копчёной колбасы (её хорошо добавлять в гороховый суп), приправы и специи, растворимые каши или отдельно геркулес и сухофрукты, сухое молоко, чай, кофе, хлебцы, крекеры, конфеты и печенье. Не страшно, если треть вы привезёте обратно. С таможней у нас никаких проблем не возникло.
 
В июле — августе в скандинавских лесах полно подосиновиков и белых. Мы регулярно останавливались, собирали и тут же жарили либо варили суп.
 
Норвегия. Вид с Прекестулен. Фото: Анна Окнен
 
4. Посуду и обязательно туристическую газовую плитку! В большинстве кемпингов нет плиты, а костры нельзя разжигать нигде. Берите 6–8 упаковок газовых баллонов. Перед поездкой убедитесь, что они подходят к горелкам.
Котелок для основной еды должен быть широкий, желательно, чтобы его крышка была одновременно и сковородой. Второй — под напитки.
 
Не забываем про половник и КЛМН — кружки, ложки, миски, ножи.
 
Моющие средства и губки обычно есть в кемпингах.
 
Пакеты для мусора пригодятся и для использованных носков, и для промокшей обуви.
 
Стокгольм. Фото: Анна Окнен
 
5. Налобные фонари — обязательно по штуке на каждого — и фонарь, который можно повесить или поставить.
 
6. Складные стульчики или кресла: далеко не во всех кемпингах есть столы и скамейки.
 
7. Навигатор с картами. Загрузите туда свежие карты и POI (отели, заправки, хостелы, магазины, больницы, рестораны и пр.): они вам понадобятся, если вы собьётесь с маршрута. Заранее распечатайте координаты кемпингов и адреса гостиниц, а также детальный маршрут по дням с достопримечательностями и программой развлечений и придерживайтесь его.
 
Когда навигатор проложил маршрут, обязательно убедитесь, что он выбрал нужную трассу, и, если нужно, откорректируйте путь. Это очень важно, т.к. случайно можно сделать огромный крюк или попасть на платный мост или переправу.
 
Осло. Фото: Анна Окнен
 
8. Мелкие и крупные деньги. В норвежских кемпингах, расположенных во фьордах, чаще всего не принимают карты, а за душ часто нужно платить монеткой или жетоном.
 
Половина денег должна быть наличкой, другая — на карте: на большинстве АЗС заправляют только по безналичному расчёту, более того — там нет никакого персонала. Кстати, лучше начинать искать заправку, когда у вас осталось литров десять, не меньше. Я обычно сворачиваю на АЗС, когда бак пуст наполовину. Это хорошая практика, т.к. могут возникнуть обстоятельства, не позволяющие вам заправиться на очередной колонке — например, там не будет топлива. Гораздо худший вариант, если у вашего банка какие-то проблемы и вы не можете расплатиться с карты. Полбака топлива позволят вам доехать туда, где принимают наличность, или вы сможете заехать в обменник.
Денег берите с запасом: парковки в городах платные. Можете оплатить первые полчаса-час и положить талончик под стекло. А по возвращении решить, позволит ли вам совесть уехать, не оплатив оставшееся время.
 
9. Зубные щётки, расчёски, зеркала, шампунь, мыло и много влажных салфеток, которые пригодятся в качестве замены душу, а также для посуды, обуви, одежды.
 
Музей лодок викингов. Фото: Анна Окнен
 
10. Книгу — электронную или бумажную. Если вас не укачивает в машине, можно читать на ходу. Или на ночь. В качестве альтернативы можно использовать аудиокниги, их полно на торрентах. Заранее послушайте по кусочку каждой: убедитесь, что чтение не монотонное, иначе захочется спать. Кстати, другие способы борьбы со сном за рулём — музыка и еда: мандарины, бутерброды, конфеты, фисташки, семечки.
Совет: если второго водителя нет, а вы чувствуете, что засыпаете — сверните с дороги и поспите 15 минут.
 
11. Фотокамеру.
 
12. Зарядки для телефона, работающие от розетки, прикуривателя, вторую флешку в фотокамеру (наверняка вам не хватит даже 16-гиговой).
 
13. GPS-трекер.
 
14. Пауэр-банк.
 
Прекестулен. Фото: Анна Окнен
 
 
15. Инвертор — хорошая штука: подключается в прикуриватель, преобразует постоянный ток в 12 вольт от аккумулятора в переменный 220 В, есть гнездо под розеточный штепсель. Можете заряжать телефон, фотокамеру и т.д.
 
11. Бумажные карты. Их лучше иметь на случай поломки навигатора, хотя бы распечатки с Google Maps.
 
12. Регистратор. Нужно заранее изучить законодательство стран, через которые поедете: в некоторых регистраторы не рекомендуются.
 
14. Подушка, чтобы было удобно спать в дороге.
 
Паром из Швеции. Фото: Анна Окнен
 
15. Билеты. Все проездные билеты (например, на паромы) надо брать заранее, за пару месяцев до поездки.

Как готовить машину к поездке

Все четыре колеса должны быть с одинаковой резиной, и, конечно, не лысой.
 
Проверяем подвеску, ходовую, двигатель.
 
Берём масло на долив, но каждую канистру вскрываем и снова завинчиваем, иначе при въезде в Евросоюз будут проблемы.
 
Проверяем запаску: многие даже не знают, где она находится.
 
Желательно поменять фильтры и жидкости, это нужно делать после каждых десяти тысяч километров пробега. Если у вас пройдено девять, то имеет смысл поменять, т.к. поездка в Норвегию, например, — это около 3 тыс. км.
 
С собой нужно взять запасные лампы габаритов и фар, предохранители, домкрат, баллонный ключ, компрессор (никаких ручных насосов!), монтажные хомуты, моток веревки или проволоки. В случае ДТП они помогут вам закрепить разбитые и деформированные детали кузова и оптики.
 
Полезная вещь — резиновые жгуты для заделывания дыр без снятия колеса. Это проволока, облитая мягкой вязкой резиной, плюс шило с ручкой, как у штопора. В шиле на конце отверстие, в него продеваем жгут, затем помещаем в дыру, вытягиваем почти до конца обратно, при этом резина счищается краями камеры, заделывая прорезь. Края жгутов обрезаем, накачиваем колесо, едем до шиномонтажа. Можно использовать два-три жгута одновременно, если дырка большая.

Пару слов об интернете

Wi-Fi есть не везде, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вас в роуминге вдруг не закончились деньги на телефоне из-за включённого мобильного интернета.
 
На пароме мимо берегов Швеции. Фото: Анна Окнен

Сколько всё это стоит

Бюджет поездки по Скандинавии составил 1 800 евро на человека, путешествовали мы три с половиной недели. Стартовали мы из Москвы на машине через Питер, оттуда паромом до Швеции, затем в Норвегию, обратно в Швецию, паромом до Финляндии и далее через Питер в Москву. В общую сумму вошли бензин, билеты, аттракционы, музеи, хостелы, кемпинги, сувениры, визы, еда, снаряжение и пр.