Идём ли мы в банк, покупаем продукты в магазине, делаем заказ в интернете — во всех этих случаях мы являемся потребителями. А значит, находимся под защитой соответствующего закона. Разбираемся, в какие органы обращаться с жалобой, если вы считаете, что ваши права потребителя нарушены.
Обманули в магазине
В соответствии с законодательством нашей страны потребитель имеет право на приобретение гарантированно качественного товара и получение качественной услуги. Это регулируется законом РФ "О защите прав потребителей".
Если вы купили некачественные или просроченные продукты в торговой сети, то в 80% случаев вопрос можно решить с администрацией. Продавцу тоже не нужны проблемы, поэтому ему проще вернуть деньги за плохой товар. А вот в маленьких магазинах, палатках продавцы часто не торопятся идти навстречу покупателю. В этом случае нужно писать жалобу в региональное управление Роспотребнадзора по электронной почте или обратиться по адресу: ул. Иванникова, 5. Здесь же работают телефоны "горячей линии": 8-800-2000-339
Покупки в онлайн-магазинах также регулируются законом "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров дистанционным способом, уточняют в региональном управлении Роспотребнадзора. Поэтому если вы поняли, что стали жертвой обмана онлайн-продавца, — смело пишите жалобу.
Покупки в онлайн-магазинах также регулируются законом "О защите прав потребителей" и Правилами продажи товаров дистанционным способом, уточняют в региональном управлении Роспотребнадзора. Поэтому если вы поняли, что стали жертвой обмана онлайн-продавца, — смело пишите жалобу.
Жалуемся на коммунальщиков
Если вы считаете, что ваша управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, ЖК нарушили ваши права потребителя, то можно также начинать жаловаться.
Начинаем с написания претензии в организацию. А если не поможет, придётся писать жалобу в государственные органы:
- жилищную инспекцию (службу) Калининградской области (г. Калининград, ул. Барнаульская, 4);
- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области (г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, 1);
- управление Роспотребнадзора по Калининградской области.
Если вы подозреваете вашу УК в мошенничестве, нецелевых тратах, а надзорные органы в бездействии, обращайтесь в прокуратуру. В суд стоит идти, если речь идёт о каком-либо материальном возмещении. Например, на ваш автомобиль упало не спиленное по вине УК дерево, хотя для начала можно обратиться и с письменным заявлением в саму управляющую компанию, так как зачастую вопрос можно решить и в досудебном порядке.
Если вам кажется, что вам неправильно начислили тариф на воду, свет или тепло, есть смысл обратиться в региональную Службу по тарифам (г. Калининград, Советский пр-т, 13).
Если возникают вопросы с капитальным ремонтом — звоните в Фонд капитального ремонта Калининградской области.
Эффективно и обращение в Ассоциацию управляющих компаний, если ваша УК в ней состоит. Узнать, состоит ли ваша УК в какой-либо ассоциации, можно на сайте "Реформа ЖКХ".
Обман в сфере финансов
Обман со стороны финансовых организаций — явление также весьма распространённое. Например, банк повысил процентную ставку уже после оформления вами кредита. Или несанкционированно списал деньги с карты. А может быть, разгласил ваши персональные данные, передав их коллекторам.
Но и здесь вас защищает Закон о защите прав потребителей. Если вы поняли, что вас обманули или ввели в заблуждение в банке, страховой, лизинговой, брокерской компании, обращайтесь опять-таки в Роспотребнадзор. Сегодня чаще всего потребители жалуются на навязывание платных дополнительных услуг — как банковских, так и страховых, а также на то, что организации настойчиво предлагают получить сопутствующие услуги у конкретных исполнителей. Есть жалобы на непропорциональный размер штрафов, а также на действия коллекторов по "выбиванию" долгов.
Ещё один орган, куда можно направлять жалобу, — Центробанк. Он контролирует деятельность финансовых организаций в России. Здесь создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. И как отмечают в службе, огромное количество обращений связано с работой страховщиков, особенно с ОСАГО. Жалобу в Банк России можно подать на официальном сайте, обратиться туда лично или по почте.
Если мучают коллекторы, звоните в полицию или Федеральную службу судебных приставов. Ну а если вы подозреваете банк в сговоре с конкретной страховой компанией, обращайтесь в калининградское управление Федеральной антимонопольной службы.
Организации по защите прав потребителей
Сегодня в ряде российских организаций можно получить юридическую помощь — как платную, так и бесплатную. За работой банков, микрофинансовых организаций (МФО), страховых компаний внимательно следит КонФОП — Международная конфедерация обществ потребителей. Члены КонФОП оказывают правовую помощь населению по кредитованию, страхованию, восстановлению украденных средств с банковских карт и другим важным вопросам.
Есть и другие организации, в которых вам как потребителю могут помочь. Одна из самых известных — онлайн-сервис "Сердитый гражданин".
Ну а если жалобы не помогут, можно идти в суд.
Чтобы не стать жертвой обмана со стороны финансовых структур, эксперты советуют тщательно изучать документы перед сделкой, предварительно консультироваться с юристами. Повысить свой уровень знаний можно на бесплатных курсах по финансовой грамотности, организованных региональным Министерством финансов.
Кроме того, в региональном центре финансовой грамотности по предварительной записи по телефону горячей линии всегда можно получить бесплатную консультацию юриста.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.