Кто стал лидером проката в январе и какие фильмы стоит посмотреть в феврале — читайте в обзоре Клопс.Ru.
"Викинг": скандал как двигатель успеха
Новый кинематографический год начался со скандала. Он был связан с фильмом "Викинг". Скандал вызвало не содержание картины, а её навязывание теми или иными способами. До содержания, как правило, никому нет дела. Среднестатистический кинозритель не имеет ни малейшего представления о критериях, по которым оцениваются фильмы, и делает это на примитивном уровне: "нравится — не нравится". Данила Козловский всем нравится — значит, фильм хороший, надо идти.
Другое дело, что информация о "Викинге" шла из каждого утюга.
"Самым стыдным в истории с выходом фильма "Викинг" является не сам фильм, а бессовестная его рекламная кампания, — написал в своём блоге калининградский драматург Евгений Гришковец. — Первый канал даже не рекламирует этот фильм — он представляет этот фильм как одну из главных новостей мирового масштаба. Ведущие новостных программ сообщают цифры сборов этого фильма, как боевые сводки, и, наряду с важнейшими событиями, подают информацию о триумфе "Викинга". Это — не реклама, это — агитация".
Бюджет фильма составил более миллиарда рублей. Финансирование осуществлялось ЗАО "Дирекция кино", также были инвестиции Фонда кино и студии КИТ (входящей в медиахолдинг "Газпром-медиа"). Создатели картины получили от Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии 232 миллиона рублей и запрашивали ещё 190. "Известия" сообщали, что около 700 миллионов рублей из бюджета картины были выделены государством на возвратных и безвозвратных условиях.
Уже 2 января (на пятый день проката) по Первому каналу объявили о том, что фильм "Викинг" бьёт все рекорды. Но несложно быть первым, когда ты выходишь в один день с мультиком про Снежную королеву и трёх счастливых поросят. "Викинг" на тот момент действительно занимал первое место по сборам в России, но про рекорды — это неправда. В день премьеры, 29 декабря, фильм Андрея Кравчука собрал 53 миллиона рублей. Это более или менее средний показатель. Рекорды прошлого года принадлежат "Отряду самоубийц" (258 млн в первый день проката), "Дэдпулу" (198,7 млн) и "Варкрафту" (181 млн).
Ну а если говорить о результатах проката в первые дни 2017 года, то тут "Викинг" был безоговорочным лидером. Просто потому, что он по спланированному дистрибьюторами стечению обстоятельств оказался единственным новым фильмом, на который ходили люди, которым каким-то образом удалось выбраться из-за новогоднего стола.
Провальный "Ла-Ла Лэнд"
Не успели завершиться каникулы, как случился "Золотой глобус". Его называют репетицией "Оскара", но на самом деле это всего лишь премия Голливудской ассоциации иностранной прессы, которая номинирует и оценивает по "понятиям", несколько отличающимся от критериев Американской киноакадемии. В "Золотом глобусе" намного меньше политики, поэтому рекорд проходного мюзикла "Ла-ла Лэнд" (семь наград из семи возможных) вполне логичен. И даже в какой-то степени предсказуем.
Мюзикл переживает явно не лучшие времена. Последний прорыв в жанре пришёлся на 2002 год, когда состоялся триумф "Чикаго". Но "Ла-Ла Лэнд" не основан на бродвейском шоу — здесь совершенно оригинальная история и музыка. Написавшему сценарий Дэмьену Шазеллу (он же режиссёр) всего 31 год. Композитор Джастин Гурвиц, с которым они вместе делали и нашумевшую "Одержимость", — его университетский друг.
"Ла-Ла Лэнд" балансирует на грани, выдерживая идеальное равновесие музыкальной и драматической частей. Герои поют и танцуют всегда очень к месту, они уходят в гармонические сферы, лишь когда хотят остаться наедине друг с другом, рассказать о сокровенном. В такие моменты камера Линуса Сандгрена ("Джой", "Афера по-американски"), фокусируясь на исполнителе, будто прячет остальные декорации, а Эмма Стоун и Райан Гослинг говорят такие важные слова, которые иначе произнести было бы невозможно.
При всех очевидных плюсах и положительных отзывах большинства авторитетных критиков российскому кинозрителю "Ла-Ла Лэнд" "не зашёл" — всего лишь 4-е место на первой неделе проката. Это провал.
"Рай" готовится к "Оскару"
Фильм "Рай" Андрея Кончаловского, скорее всего, получит номинацию на "Оскар" (это станет известно 24 января). А с прошлого четверга его можно смотреть в российских кинотеатрах. Понятно, что кассовую гонку он с треском проиграет "Трём Иксам: Мировое господство". Вину Дизелю хоть и почти пятьдесят, но свою привлекательность он от этого не потеряет.
Но здесь дело не в выручке, а в том, что российский фильм больше двадцати лет не получал "Оскар". Это во-первых. Во-вторых — какая интрига… Кончаловский — старший брат Никиты Михалкова. У младшего брата "Оскар" уже давно есть, старший к этой награде никогда даже близко не подбирался, но снискал славу, уважение и авторитет на Венецианском, Каннском и Берлинском кинофестивалях. Это, безусловно, достойно восхищения. За исключением того, что никто так и не отменил факта, что "Оскар" — главная награда в мировом кино.
Шансов у "Рая", откровенно говоря, мало, потому что киноакадемики жутко не любят повторяться и давать награды за одно и то же. Всего два года назад победила "Ида" Павла Павликовского. Там тоже рассказывается про евреев во время Второй мировой войны.
Главные фильмы февраля
В феврале в российский прокат выходят сразу несколько фильмов, которые обязательно надо увидеть.
2 февраля
"Коммивояжёр", Иран. Режиссёр: Асгар Фархади.
Асгар Фархади, чтобы вы знали, — лучший режиссёр Ближнего Востока прямо сейчас. Заявил он о себе в 2012 году, когда получил "Оскар" за детективную драму "Развод Надера и Симин". В этот раз его новая картина "Коммивояжёр" (отмеченная в прошлом году в Каннах), скорее всего, попадёт в номинацию, где будет одним из фаворитов.
9 февраля
"На пятьдесят оттенков темнее", США. Режиссёр: Джеймс Фоули.
Это экранизация очередного бестселлера Э. Л. Джеймс, сиквел нашумевшего блокбастера "Пятьдесят оттенков серого", который собрал два года назад более миллиарда рублей. Это, как известно с недавних пор, очень хороший результат.
В проекте сменился режиссёр — вместо Сэм Тейлор-Джонсон пришёл постановщик нескольких серий "Карточного домика" Джеймс Фоули. А главные действующие лица всё те же: Анастейша Стил (Дакота Джонсон) и Кристиан Грей (Джейми Дорнан). В этот раз садомазо будет меньше, потому что это история про ревность.
16 февраля
"Патерсон", Франция, Германия, США. Режиссёр: Джим Джармуш.
Ещё один фильм, замеченный в прошлом году на Каннском фестивале. Патерсон — это небольшой городок в штате Нью-Джерси, где живёт водитель автобуса, которого тоже зовут Патерсон. У него есть жена Лаура и бульдог Марвин. Они ждут его дома, пока он возит пассажиров по одному и тому же маршруту провинциального американского города, сочиняя по дороге стихи.
В "Выживут только любовники" Джармуш уже вёл разговор о культуре как об исчезающем ордене, и "Патерсон" продолжает тему, но тоньше, абстрактнее, сложнее — это кино ближе поэтичным "Пределам контроля" и "Ночи на Земле", которую снимал тот же оператор, что и "Патерсона", Фредерик Элмс.
"Лекарство от здоровья", Германия, США. Режиссёр: Гор Вербински.
Лауреат "Оскара" Гор Вербински возвращается на экраны с очередным мистическим триллером — "Лекарство от здоровья". В главных ролях снялись Дэйн ДеХаан и Миа Гот. Картина рассказывает историю парня, который поехал в Альпы, чтобы забрать своего босса из оздоровительного центра, но в итоге сам попал в психушку.
Гор Вербински известен прежде всего по работе над криминальной комедией "Мексиканец" с Брэдом Питтом и Джулией Робертс, оригинальной серией "Пираты Карибского моря" и первой частью "Звонка". Это была его первая и пока последняя проба пера в жанре триллера. Причём весьма удачная. "Лекарство от здоровья" имеет неплохие шансы превзойти его по всем критериям.
"Лунный свет", США. Режиссёр: Барри Дженкинс.
"Лунный свет" — главный соперник "Ла-ла Лэнда" в борьбе за звание лучшего фильма прошлого года. А Барри Дженкинс — Дэмьена Шазелла за звание самого перспективного и талантливого молодого режиссёра в мире.
Фильм занял первое место в странном исследовании портала Metacritic, который составил список лучших картин 2016 года. При выставлении итоговой оценки в расчёт принимались положения фильмов в итоговых рейтингах изданий. Если картина взяла первое место — она получала от Metacritic три очка, второе — 2, за любые другие места вплоть до десятого — по одному, вплоть до двадцатого — по половине. Таким образом, чем чаще журналисты ставили фильм на первое место, тем больше очков он в итоге получил, и так далее. Второе место занял "Манчестер у моря", третье — "Ла Ла Лэнд".
23 февраля
"Тони Эрдманн", Германия, Австрия. Режиссёр: Марен Аде.
В прошлом году в Каннах "Тони Эрдманн" получил приз Международной федерации кинопрессы. Главные герои — отец и дочь. Инес (Сандра Хюллер) отчаянно пытается сделать карьеру в международной компании. Уинфред (Петер Симонишек) — школьный учитель музыки, который любит пошутить. Чтобы понять, чем живёт отдалившаяся дочь, отец приезжает к ней в Бухарест и, выдумав себе роль эксцентричного бизнес-консультанта Тони Эрдманна, включается в её жизнь. Это остроумное и тонкое кино крутится вокруг динамики отношений отца и дочери, что ни разу при этом не становится слишком очевидным. Тут никто никому не злодей и не жертва, никто никому не наносит травм, никто ни на кого даже не орёт.
"Джеки", Чили, Франция, США. Режиссёр: Пабло Ларраин.
Новая драма Пабло Ларраина была показана на кинофестивале в Венеции в начале сентября. Натали Портман сыграла главную роль в этой анемичной и линейной драме о судьбе Жаклин Кеннеди после убийства её мужа в Далласе, и вполне очевидно, что перед нами — расчётливый предоскаровский проект (недаром продюсером здесь стал Даррен Аронофски). В Венеции сценарист Ноа Оппенгаймер получил за работу над "Джеки" приз за в самом деле тонкую и точную драматургию.
"Джеки" — англоязычный дебют Ларраина. Но это, как вы понимаете, далеко не первая его картина. Успех и мировую известность чилийскому режиссёру принесла драма "Нет" (с Гаэлем Гарсия Берналем в главной роли), которая в 2013 году была выдвинута на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".