Калининградские перевозчики снова хотят повысить стоимость проезда в общественном городском транспорте. Согласно документам, которые они подали в региональную службу по тарифам, цифры могут вырасти от 2 до 11 рублей.
Инициатива на этот раз исходит не от частных фирм, а от муниципального предприятия. "Калининград-ГорТранс" направил в службу соответствующие документы. Частные перевозчики поддержали коллег и просят установить в городе экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров. По их расчётам, одна поездка только в автобусе не может стоить меньше 25 рублей. Сами же калининградцы готовы платить за проезд не больше 10 рублей. Горожане, принявшие участие в опросе Клопс.Ru, посчитали, что именно такая стоимость услуги является объективной, если оценивать её по формуле "цена — качество".
Пока служба по тарифам сверяет данные перевозчиков и выясняет их обоснованность, Клопс.Ru сравнил стоимость билетов в разных городах России. Кроме того, мы посмотрели, на чём ездят и как часто обновляют свой подвижной состав перевозчики. Одна из важных составляющих тарифа — топливо. В связи с этим мы приводим статистику цен на дизельное топливо в среднем по каждому региону. Данные представлены согласно индексу топливных цен "Петрол Плюс".
Ставрополь
Население: около 429 тыс.
Стоимость проезда:
— на троллейбусе — 15 рублей;
— на автобусе — 16 рублей;
— на маршрутке — 18 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 33,9 руб./литр.
Автобусы представлены практически теми же марками, что и в Калининграде: МАЗ, ЛиАЗ, Mercedes-Benz Türk, имеются и другие модели. Троллейбусы — марками БТЗ, ЗИУ и ВЗТМ. Маршрутки, как правило, "газели" и некоторые машины зарубежного производства. В городе действует девять троллейбусных маршрутов.
Троллейбус ЛиАЗ-5280
Улан-Удэ
Население: около 430 тыс.
Маршрутка: 20 рублей.
Трамвай: 15 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 37,5 руб./литр.
Вся система пассажирского городского транспорта состоит из трамваев, автобусов, маршрутных такси. При этом и маршрутки, и автобусы ездят по единому тарифу. Всего перевозка пассажиров осуществляется по 71 автобусному и 4 трамвайным маршрутам. До 70% пассажиров перевозится в Улан-Удэ частным транспортом.
Стоит отметить, что в городе курсируют относительно современные трамваи. Парк полностью состоит из вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. В городе работают трамваи как 1982 года, так и 2008-го. По состоянию на 2015 год в нём работают всего 65 единиц.
Курск
Население: около 443 тыс.
Транспорт муниципального предприятия: 15 рублей.
Частные предприятия: 17 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 34,6 руб./литр.
В системе городского общественного транспорта Курска работают автобусы, троллейбусы, трамваи, а также маршрутные такси.
Троллейбусный парк насчитывает 83 единицы, трамвайный — 105 единиц подвижного состава. Внутригородские автобусные перевозки осуществляет ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска" (ПАТП), автобусный парк которого располагает примерно 90 автобусами всех типов, а также частные перевозчики. Общее количество автобусов на городских маршрутах, включая маршрутные такси, составляет 620 единиц.
Чебоксары
Население: около 480 тыс.
Автобус: 20 рублей.
Троллейбус: 15 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 34,1 руб./литр.
Если оплачивать единой картой пассажира, то проезд обойдётся на рубль дешевле. Городской транспорт представлен троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. В городе время от времени меняют подвижной состав. В частности, курсирующие по городу троллейбусы — 2014 года выпуска.
Тула
Население: около 485 тыс.
Все виды транспорта: 20 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 35,1 руб./литр.
Существует в городе и программа лояльности, согласно которой по специальной карте проезд может стоить и 15 рублей. Всего в Туле действуют 18 автобусных маршрутов, связывающих все районы города. Они же связывают близлежащие города и посёлки области. Городской транспорт представлен автобусами, трамваями, троллейбусами и маршрутными такси.
По данным на начало 2016 года, в городе действует девять трамвайных маршрутов, которые обслуживаются одним депо. Ежедневный выпуск составляет 58 вагонов. Протяжённость трамвайных путей сегодня составляет 92,1 км. Трамвайный парк состоит как из вагонов 1988 года "Татра", так и той же марки более позднего выпуска. Последняя закупка вагонов датирована 2013 годом. Тогда закупили отечественные трамваи.
Троллейбусы в Туле, как и в большинстве городов России, отечественного производства. Они также новые. Самому старому — 16 лет, а в основном парк был обновлён три года назад.
Киров
Население: около 496 тыс.
Стоимость проезда: 20 рублей. По карте лояльности — 18-19,5 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 36,5 руб./литр.
Общая численность транспортных средств в городе составляет 696 единиц, из них 545 — автобусов, 120 — троллейбусов и всего 39 — маршруток. Наблюдается тенденция вытеснения автобусов малой вместимости (марки ПАЗ) автобусами большой (ЛиАЗы и НефАЗы новых модификаций) пассажировместимости. В городе в основном курсируют автобусы отечественных марок. Впрочем, есть и знакомые калининградцам белорусские МАЗы.
Липецк
Население: около 510 тыс.
Стоимость проезда по карте составляет 14 рублей.
При оплате наличными стоимость проезда в муниципальном транспорте до 20:00 — 17 рублей, после 20:00 — 20 рублей, в маршрутках — 17 рублей.
Стоимость дизельного топлива: 33,9 руб./литр.
В Липецке 30 муниципальных автобусных маршрутов и 34 коммерческих автобусных маршрута. Кроме того, существует 14 пригородных автобусных маршрутов. Всего в городе 190 муниципальных автобусов, однако половина обслуживается частными перевозчиками, у которых 416 автобусов.
Эксплуатируются городские и пригородные автобусы моделей ЛиАЗ, НефАЗ, маршрутки моделей ПАЗ, Isuzu, Hyundai, ЛиАЗ, Mercedes-Benz. В отличие от многих городов России, здесь отказались от автобусов ГАЗ-3221 ради безопасности пассажиров.
Пенза
Население: около 524 тыс.
Автобусы и троллейбусы: 20 рублей.
Маршрутки: 22 рубля.
Стоимость дизельного топлива: 34,5 руб./литр.
Городской общественный транспорт представлен троллейбусами (7 маршрутов), автобусами (6 маршрутов) и маршрутными такси (около 52 маршрутов).
В городе работают в основном частные маршрутки.
Набережные Челны
Население: около 526 тыс.
Автобусы и трамваи: 20 рублей.
Всего в городе 14 маршрутов трамвая, 21 — автобусов и маршрутного такси.
Стоимость дизельного топлива: 33,6 руб./литр.
Набережночелнинский трамвай — одна из последних новых трамвайных систем в СССР и России. Она близка к скоростному трамваю и была создана для того, чтобы соединить жилые кварталы с обширным производственным комплексом КамАЗа и другими крупными предприятиями.
В 2014 году в городе был введён в эксплуатацию новый 6-километровый участок трамвайной линии, соединивший кратчайшим путём старую часть города с новой.
К концу 2000-х годов частные маршрутные такси практически заменили муниципальные автобусы. ОАО "ПАТП" было официально объявлено банкротом в 2008 году. С 2009 года начата реформа городского автобусного сообщения, в результате которой маршрутные такси малой вместимости были вытеснены автобусами.
Следует отметить, что перевозчики в разных городах России время от времени пытаются повысить стоимость билетов. Иногда частники повышают цену на проезд вопреки распоряжениям местных властей. Впоследствии это пресекается антимонопольным комитетом — и перевозчики возвращаются к прежним тарифам. Также в некоторых регионах и сами пассажиры отстаивают определённую стоимость и льготы, которыми они могут воспользоваться.
Также следует отметить, что в большинстве городов власти сумели внедрить программы лояльности, пластиковые карты, благодаря которым пассажиры могут экономить на поездках. В Калининграде власти последние три года пытаются выбрать наиболее удобную систему, но пока пассажиры продолжают оплачивать полную стоимость вне зависимости от частоты поездок.
Как видно из анализа стоимости в других городах России, проехаться на транспорте можно сегодня не дороже 20 рублей. Зачастую — даже дешевле, а с учётом карт лояльности — значительно сэкономить.
*Фото взяты с сайта ru.wikipedia.org