Как правильно вести бюджет семьи, чтобы не жить от зарплаты до зарплаты? Как делать накопления и зачем нужна "подушка безопасности"? Ведение бюджета — несложная, но очень важная наука. Разбираемся, с чего начать.
Полезная привычка
"От того, как вы управляете деньгами в своей семье, зависит ваше финансовое благополучие. И оно так же важно, как и физическое здоровье", — считает временно исполняющий обязанности министра финансов региона Виктор Порембский.
По его мнению, семейный бюджет можно сравнить с бюджетом области и даже государства. Рачительность и разумный подход к тратам, поиск источников дохода — вот основные принципы.
По его мнению, семейный бюджет можно сравнить с бюджетом области и даже государства. Рачительность и разумный подход к тратам, поиск источников дохода — вот основные принципы.
Первое, с чего стоит начать, — учёт расходов. О важности этой полезной привычки мы не устаём напоминать. Планирование семейного бюджета невозможно, если вы не знаете, сколько у вас денег и на что вы их тратите. Начните ежедневно записывать свои расходы. И уже через месяц вы увидите, на что уходят ваши деньги.
Сегодня в интернете есть множество программ для учёта расходов. Можно и просто записывать траты в тетрадку, в файл на компьютере — здесь дело исключительно в удобстве. Главное — делать это ежедневно, включая даже мелкие траты, такие как билет на трамвай или покупку булочки в киоске. Разделите их на категории — например, "еда", "транспорт", "одежда" и прочее.
Сначала, возможно, вы будете забывать сделать записи в таблице, но это дело привычки. Если вы будете дисциплинированны, то скоро результаты вас удивят. Все ваши импульсивные траты, ненужные покупки — вот они, как на ладони. Любите заходить в кафе, ездите на такси? Посчитайте, сколько это стоит в месяц, и задумайтесь: может, можно на этом сэкономить?
Деньги в конверте
Итак, вы уже знаете, на что уходят ваши деньги. Далее начинаем учиться грамотно совершать траты. Ещё наши мамы и бабушки использовали старый способ планирования семейного бюджета — метод конвертов. И он не теряет своей актуальности.
Получив зарплату, разделите её по категориям: "еда", "квартплата", "связь", "автомобиль", "одежда", "развлечения" и прочее. Сразу отложите необходимые суммы в отдельные конверты, шкатулки, коробочки и пр. Идея в том, чтобы каждый раз, собираясь потратить деньги, вы брали их из соответствующего конверта. Если деньги закончатся в конверте "одежда", придётся подождать до следующего месяца. А если не хватает в конверте "еда", можно взять деньги из другого конверта. Но в конце месяца обязательно проанализируйте, почему вам не хватило средств. И не забудьте про конверт "резервный фонд семьи", где будут копиться деньги на лекарства, ремонт техники, средства на жизнь в случае увольнения — то есть ваша финансовая "подушка безопасности".
Оставшиеся в конверте деньги в конце месяца можно отложить в накопления или потратить — и здесь всё зависит от ваших финансовых целей.
Финансовые эксперты советуют различные методики разделения своих доходов. Кто-то рекомендует распределить их на три больших конверта: 50% средств направить на необходимое — продукты, оплату жилья, транспорт, 30% — на не очень нужные, но очень желанные траты — красивую одежду, кино, концерты, книги, хобби и прочее, а 20% — на сбережения.
Можно выбрать и другое процентное соотношение. Например, 60% — на текущие расходы, а остальные доходы делить по 10% — на накопления, долгосрочные покупки, развлечения.
Ещё одна полезная привычка
Хотите избежать кредитов и не бояться увольнения? Делайте накопления. Финансовая "подушка безопасности" поддержит вас в случае потери источников дохода, крупных трат и других финансовых потрясений. Заведите ещё одну полезную привычку — откладывать 10-20% своего дохода. Не тратьте эти деньги на пустяки. Чтобы чувствовать себя уверенно, накопите "подушку" размером не менее шести ваших ежемесячных окладов.
Ставим цель
Семейный бюджет — это не только ежедневные траты, но и долгосрочные цели. Например, приобретение жилья, образование детей или собственное, покупка автомобиля и многое другое. Расплатиться с долгами — цель очень важная и нужная. Открытие собственного бизнеса — тоже отличная цель.
Определитесь, какая сумма необходима для достижения цели. Определитесь со сроком. В конце месяца просматривайте таблицу и анализируйте, какие статьи расходов можно сократить. Эксперты советуют: урезать можно, например, траты на еду. Впроголодь при этом жить необязательно! Фокус в том, чтобы не ходить в магазин голодным и пользоваться списком товаров, который вы составите ещё дома.
Сократив некоторые статьи расходов, вы сможете сэкономленные средства отправлять на вашу цель. Помимо этого, начните ежемесячно откладывать определённую сумму на цель, сделайте это своей привычкой. Или же подключите автоплатёж — и банк будет делать всё за вас.
Если же после анализа своих расходов вы понимаете, что экономить не на чем, значит, надо повышать доходы: менять работу, повышать уровень квалификации, искать дополнительные источники заработка. Помните: цель — это совокупность размышлений и действий. И при правильном подходе она вполне может воплотиться в жизнь.
Научиться планировать свой бюджет и правильно ставить цели вам помогут на курсах по повышению финансовой грамотности населения, организованных министерством финансов региона.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru