Если у вас есть машина, значит, вы уже сталкивались с обязательным страхованием своего авто. Как и где покупать полис ОСАГО, нужно ли страховать автомобиль дополнительно и как не попасть на мошенников-страховщиков, разбирался "Клопс.Ru".
Розовые вместо зелёных
Каждый автомобилист обязан приобрести полис ОСАГО. Смысл этого вида страхования понятен из названия: ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности.
"Без него нельзя управлять автомобилем. ОСАГО — это ответственность водителя перед окружающими. Я перед кем-то виноват, кому-то разбил машину, кому-то вред здоровью причинил — за меня отвечает страховая компания", — разъясняет Пётр Губенко, юрист калининградского общества защиты прав автомобилистов "ОСА".
С 1 октября российские страховые компании начали заключать договоры ОСАГО на бланках нового образца. Это делается для борьбы с мошенничеством: количество поддельных полисов ОСАГО в России исчисляется миллионами.
Вместо привычных зелёных бланков теперь будут выдаваться розовые, с усиленной защитой, сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).
Договоры на старых бланках, заключённые до 30 сентября, будут действовать в течение года с момента заключения. Но если автовладелец захочет внести изменения в договор, то компания сделает это уже на новом бланке.
Также многие страховые компании предлагают россиянам приобрести электронные полисы ОСАГО. В случае ДТП вам не придётся предъявлять какой-либо бумажный бланк, все ваши данные будут внесены в единую базу. И это тоже часть борьбы с мошенничеством: хождение бумажных бланков сократится.
Российские автовладельцы уже оформили свыше 300 тысяч электронных полисов ОСАГО (Е-полисов).
Пока продажа таких полисов является правом, но не обязанностью страховщиков. Заключить электронный договор можно на сайтах 17 страховых компаний — членов РСА. Перечень опубликован на сайте союза.
Но с 1 января 2017 года каждый страховщик должен будет обеспечить продажи Е-ОСАГО на своём сайте.
Где и как покупать полис ОСАГО
Но вернёмся к бумажным полисам. Где и как лучше приобретать страховку?
1. При выборе страховой компании необходимо выяснить, имеет ли она лицензию для оформления ОСАГО. Перечень компаний есть на сайте Банка России.
2. Оформлять полис ОСАГО нужно в официальных офисах продаж страховых организаций или у их уполномоченных представителей — агентов и страховых брокеров, советуют в РСА.
Причём эти представители должны иметь подтверждение, что могут оформлять полисы ОСАГО. Требуйте у них копию договора об оказании услуг со страховой компанией, а также копию доверенности на заключение договоров ОСАГО. Проверить указанные документы можно на сайтах страховых компаний и брокеров.
3. В последнее время увеличилось количество лжеагентов и брокеров, предъявляющих поддельные агентские договоры и доверенности. Проверить информацию о принадлежности полиса ОСАГО страховой организации, его статусе, а также заключённом договоре страхования ОСАГО можно на сайте РСА.
4. Не стоит приобретать полисы через незнакомых курьеров, которые привозят уже заполненные бланки договора. Помните: подделка полиса ОСАГО преследуется по закону. Предъявление заведомо поддельного полиса является страховым мошенничеством.
Если вы стали владельцем поддельного бланка ОСАГО либо бланка страхового полиса, принадлежность которого не совпадает с информацией о страховой организации, обращайтесь в полицию. Вы стали жертвой мошенников!
Когда страховщик не платит
Наличие полиса ОСАГО даёт вам страховую защиту в случае дорожно-транспортного происшествия. Размеры выплат варьируются. При причинении вреда здоровью и жизни потерпевшей стороны выплата составляет 500 тысяч рублей. Возмещение ущерба, причинённого имуществу потерпевших, — 400 тысяч рублей:
Однако часто страховые компании делают всё, чтобы занизить выплаты или не платить вовсе, говорит Пётр Губенко.
Пик занижений страховых выплат был около двух лет назад — тогда чуть ли не все страховщики недоплачивали пострадавшим в среднем треть от суммы, говорит юрист. В компаниях знали: судиться пойдёт не каждый. Обычно это два-три человека из десяти, однако суды обычно встают на сторону граждан в подобных делах.
Полтора года назад была введена единая методика расчёта возмещения ущерба, и страховые компании перестали занижать выплаты. Однако лазейки остались.
"Обман может возникнуть в момент осмотра транспорта страховым экспертом. И этот момент нужно тщательно контролировать, — отмечает Губенко. — Эксперт должен вписать все повреждения, какие в автомобиле имеются. Если на этой стадии не будет обмана и эксперт запишет всё верно, то выплата, скорее всего, будет рассчитана правильно".
Также страховщики могут мудрить с определением стоимости автомобиля после крупной аварии, когда он практически уничтожен. При оценке страховщики заявляют, что автомобиль восстанавливать нецелесообразно, и выплачивают его стоимость за исключением годных остатков. И в этот момент они могут существенно занизить стоимость машины. И подобных дел множество, отмечает Пётр Губенко.
"Иногда страховая компания предлагает вместо денег ремонт в своём сервисном центре. И там либо плохо ремонтируют, с нарушениями, либо долго. Лучше получить деньги и ремонтировать автомобиль в другом месте", — советует юрист.
Каско — нужно или нет?
Ещё один вид страхования автомобиля, который, в отличие от ОСАГО, не является обязательным, — каско. Этот вид добровольного страхования защитит ваш автомобиль, если его украдут, сожгут или ему будет нанесён вред при ДТП.
Сегодня каско обязаны оформить те, кто решил приобрести автомобиль в кредит. При этом часто страховщики завышают стоимость полиса для "кредитных" клиентов, зная, что тем деваться некуда. В остальных случаях каждый сам решает, нужен ли ему такой полис.
"Каско можно рекомендовать неопытным, молодым водителям. Остальным, может, и не совсем это нужно. Если водитель опытный и понимает, что вряд ли он будет виновником крупного ДТП, то обычно каско он не покупает", — отмечает Губенко.
Каждая страховая компания устанавливает свои ограничения по возрасту принимаемых на страхование автомобилей. Большинство страховщиков придерживается максимальной отметки в 7—10 лет: 7 лет — для отечественных машин и 10 — для иномарок.
Страховые компании могут предложить вам такой продукт, как каско с франшизой. То есть они уменьшат для вас стоимость полиса, допустим, с 40 до 20 тысяч рублей, но ущерб в пределах определённой суммы, например до 20 тысяч, возмещать не будут.
Стоит помнить: в случае банкротства страховой компании возмещение по полисам ОСАГО будет осуществлять РСА. А вот по каско эта система не отработана. Поэтому при покупке полиса стоит внимательно подходить к выбору страховщика и выбирать финансово устойчивую компанию.
ДСАГО и "Зелёная карта"
Дополнительное страхование автомобиля, или ДСАГО, считается добровольным. По такому полису будет возмещён ущерб, если он превысит максимальную сумму выплат по ОСАГО.
Что касается "Зелёной карты", то этот полис придётся обязательно приобрести, если вы выезжаете за границу. По сути, это то же ОСАГО, только действует страховка за рубежом.
Сегодня в международную систему Green Card ("Зелёная карта") входит 48 стран: Россия, вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран и Азербайджан. Россия присоединилась к международной системе 1 января 2009 года. Функции национального бюро "Зелёная карта" в России возложены на Российский союз автостраховщиков (РСА).
"Если вы планируете поездку в одну из стран — участниц системы "Зелёная карта", вам необходимо заключить договор страхования гражданской ответственности от причинения вреда третьим лицам с российской страховой организацией — членом бюро "Зелёная карта". Зачем нужен такой договор? Если вы станете виновником ДТП за рубежом, выплата потерпевшему будет произведена на его основании", — разъясняется на сайте РСА.
Иностранные пограничники проверят у вас наличие карты, а при её отсутствии могут вообще не выпустить за рубеж. Если же выехать удалось, то во время вашей поездки карту может потребовать полицейский — либо уже при возвращении, на границе. И если её не окажется, это грозит внушительным штрафом. Поэтому лучше купить полис, чем рисковать. Тем более, если вдруг за границей случится ДТП, карта покроет убытки.
Материал подготовлен в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39 на сайте fingram39.ru