Без малого девять месяцев назад курсант пограничного института на своем БМВ сбил на пешеходном переходе недалеко от Борисово нашу коллегу, журналиста Надежду Ржевскую. Как бывает в подобных случаях, человек, который собирался отметить сорокалетие, работал, растил ребенка, строил планы, за секунду оказался в другом страшном измерении. Шок - увидеть кость собственной почти оторванной ноги. Больница. И одна за другой операции.
Нас всех с детства учат, что пешеходный переход — место безопасное. Там машины должны уступать пешеходам. Но учение это, как выяснилось, вредное.
При разбирательстве оказалось, что такой вроде бы очевидный факт - сбили на пешеходном переходе - вовсе не очевиден. Доследственная проверка длилась месяц, за это время почему-то сменилось три следователя. А в ноябре старший следователь 306-го военного следственного отдела подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Дальше - больше. Военный прокурор 306 военной прокуратуры гарнизона предложил считать не действующим пешеходный переход - на том основании, что одного знака из двух не хватает. А то, что переходу, по документам мэрии, десятки лет, что на оживленной трассе две остановки транспорта стоят почти друг напротив друга, что им активно пользуются в том числе и курсанты пограничного института, что один знак все-таки есть, и зебра нарисована - не в счет. Потерпевшей стали намекать, что если она и дальше будет упорствовать, то вполне сама может стать обвиняемой в клевете. И не специально ли она под машину прыгнула?
Цинизм происходящего поверг в шок коллег-журналистов.
По совету знающих людей семья Ржевских наняла второго адвоката, специализирующегося на ДТП. К слову сказать, в нашей области таких трое. Один из них уже представлял сторону курсанта. Второй сослался на загруженность. Третий согласился. Адвокаты говорили о сложности подобных дел и отводили глаза. Стало понятно, что лазеек вывернуться и уйти от ответственности у водителей немало. А пешеход беззащитен не только перед автомобилем, но и перед законом. И это - одна из причин страшной дорожной статистики в нашей стране.
Поэтому в декабре прошлого года на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина корреспондент сайта Клопс.Ru рассказала о Наде и о проблеме пешеходов в целом. Ведь мы пишем о сбитых на пешеходных переходах людях каждый день. О поломанных судьбах, перечеркнутых надеждах. Но ничего не меняется. Президент ответил, что следствие будет проведено со всей тщательностью. Наде пришло множество писем со всей страны, где люди рассказывали свои очень похожие истории, спрашивали совета. Уже спустя два дня после пресс-конференции президента уголовное дело было возбуждено. Надежде пришлось снова пройти через все экспертизы, следственные эксперименты, на костылях в ночи выходить на дорогу, где все произошло, заново пережить весь ужас, который снится ей до сих пор. Но она делала это не только для себя. Но и для всех тех людей, кто ей писали и тоже ищут справедливость.
В марте 2016 года на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин призвал повысить ответственность для водителей, которые нарушают правила дорожного движения на пешеходных переходах. Глава государства подчеркнул, что снижение смертности от ДТП - главная задача.
"Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах",- заявил Путин.
По его словам, в 2015 году еще на 2 процента выросло количество аварий на пешеходных переходах. Всего произошло 19779 нарушений, 1233 человека погибли.
Уголовное дело расследовано. На днях курсант из подозреваемого превратился в обвиняемого, получил подписку о невыезде. Таким образом следствие подтвердило правоту Надежды: вместо того, чтобы ее пропустить на пешеходном переходе, водитель попытался пешехода объехать…
Дело должны были передать в суд. И на этом фоне курсант предлагает Надежде заключить мировое соглашение с выплатой компенсации. Она соглашается.
- У меня не было цели засудить парня (он мне в сыновья годится), для меня было важно доказать собственную правоту, защитить свое доброе имя, - говорит Надежда Ржевская. – Сразу после аварии он вел себя достойно. Остановился, помогал мне. То, что было потом, у меня в голове не укладывается... Всякое случается. Тем более, на дороге. Но отвечать-то нужно. Перед потерпевшим, перед собой, перед Богом. Как сказал мне в нашу последнюю встречу Артур, он получит диплом и уедет к месту работы. Я увидела, что для него случившееся — серьезный урок. А я хочу поскорее забыть весь этот кошмар и начать жить дальше. Хочу, чтобы перестал сниться один и тот же сон, как я иду по переходу, а меня сбивает машина.
Сейчас Надя ходит с тростью. Ей предстоит еще одна операция. Мы надеемся, что она сможет восстановить здоровье и уже в этом году вернется к работе.
А пешеходные переходы пока еще поджидают людей, уверенных в безопасности "зебры". Понадобится много историй, много статей, много изменений в головах людей, прежде чем мы научимся цивилизованно вести себя на дороге. Соблюдать скоростной режим, заранее тормозить перед "зеброй". Понимать, что когда мы сидим за рулем и очень торопимся, из школы может идти наш ребенок, в магазин – наша мама. Что все мы - одна семья в большом, вечно спешащем городе, мире. Один из факторов преодоления печальной дорожной статистики - неотвратимость наказания, невозможность поиска лазеек, четкость в работе правоохранительных органов.