ТЦ "Мега" на ул. Озерова, магазин SELA. 12 часов дня. Ни одного покупателя.
Заехала внутрь на своей инвалидной коляске и не слышу привычного "Здравствуйте", что немного удивило. Проехав мимо двух мирно беседующих о жизни продавцов, остановилась около блузки. Приценилась, кинув её в свою виртуальную корзину, вышла. Через час целенаправленно вернулась в магазин, чтобы её купить.
Обращаюсь к продавцу:
— Девушка, можете мне помочь?
— Угу.
— Вот эта блузка... есть размер М?
— Нет.
— А вот это какой?
— 48 и 46.
— Так 46 — это М.
— Сейчас пойду спрошу... Да, это М.
— А покажите, пожалуйста, поближе.
Сняла вешалку, опустила руку.
— Извините, я так не вижу. Пожалуйста, поднимите на уровне глаз и растяните по ширине. Не хочу мерить. Спешу.
— А что, так не видно?
— Нет.
Руку приподняла, за плечо блузки дёрнула. А низ как висел, так и висит в собранном состоянии.
— Вы издеваетесь надо мной?
— Я?! Это вы надо мной издеваетесь...
Онемев от такого ответа, попросила пригласить другого продавца. На что получила "контрольный выстрел": "Щас позову, поиздевайтесь и над ней..."
Неужели нельзя обойтись без хамства при обслуживании? Особенно сейчас, когда в стране кризис и видно, что продавцы не валятся с ног от усталости, а каждый покупатель, наверное, должен быть встречен и обслужен так, чтобы был эффект со знаком плюс в кассу.
Предполагаю, что хорошего продавца найти трудно. И всё же, при наборе персонала какими критериями руководствуются предприниматели? Неужели они до сих пор полагают, что необязательно вкладываться в его обучение? Но ведь уровень сервиса напрямую связан с выручкой.
Есть и другая крайность в сфере обслуживания — излишняя навязчивость. Она ничего общего не имеет с вниманием и корректностью.
Кому знакома такая ситуация? Заходишь в магазин одежды — и тут же подбегает продавец: "Вам помочь что-нибудь подобрать? Что вы ищете?" Стоит взять в руки пару обуви, тут же следует: "У нас новая коллекция, это натуральная кожа, бла-бла-бла…"
Может быть, это хозяева магазинов учат работать своих сотрудников под лозунгом "Продавайте изо всех сил!"? И если ты не липнешь к покупателям с вопросами и не занимаешься втюхиванием, значит, ты не работаешь. Но единственное желание, которое возникает, когда подходит такой услужливый сотрудник, — это убраться поскорее из этого места. Без покупок.
Я и сама не слепая, разберусь: кожа или нет, попрошу померить нужный мне размер понравившейся обуви, но сначала дайте спокойно всё рассмотреть! Если увижу что-то интересное для себя и возникнут вопросы — я спрошу.
Для меня нормально, когда продавец негромко здоровается, а не кричит на весь магазин "Здравствуйте!" или в спину "До свидания!". Достаточно кивка головы и улыбки, дав тем самым понять, что он меня увидел и готов ответить на вопросы и помочь, когда я его об этом попрошу. Но не надо преследовать меня, бесконечно произнося шаблонные фразы о том, какой у них прекрасный товар и новая коллекция.
Консультанты в наших магазинах подразделяются на две основные категории — чересчур услужливые и потомки советских служащих, которые лишь после 25-го напоминания готовы снизойти до тебя.
Исключения бывают, но редко. Возможно, кризис поможет быстрее прийти к повышению уровня сервиса многим компаниям, ведь конкуренция сейчас ещё больше возросла и нам, покупателям, есть из кого выбирать. Сервис рулит.