Городские власти предлагают обустроить пешеходную зону на улице Профессора Баранова, не отказываясь от автомобильного движения в этой части города. По мнению чиновников, это будет удачный пример того, как может развиваться город с учётом интересов разных групп населения. Клопс.Ru решил разобраться, что там планируется.
"Пешеходные зоны — один из элементов, привлекающих туристов. Практически во всех городах соседних государств и в России есть как исторически сложившиеся пешеходные зоны, так и созданные недавно. Сейчас во всём мире такая тенденция, многие улицы становятся пешеходными и велосипедными", — пояснил главный архитектор города Вячеслав Генне во время круглого стола в среду, 23 марта.
Пока в Калининграде такая зона есть только в Рыбной деревне. Хотя, по словам архитектора, десятки мест могли бы запросто превратиться в пешеходные зоны. Например, улицы Фрунзе (от Королевских ворот до перекрёстка с 9 Апреля), Мариупольская (через арку у Сбербанка до Музея Мирового океана), Пролетарская, набережная Маршала Баграмяна.
Гвардейский проспект, по задумке властей, тоже станет пешеходным после введения одностороннего движения возле мэрии. Генне также предлагает сделать там парковку.
На улицу Баранова выбор пал сразу по нескольким причинам. Во-первых, это центр города и подобная зона могла бы сделать эту территорию более "дружелюбной". Во-вторых, несмотря на то, что по этой дороге ежедневно проезжает порядка 7 тысяч автомобилей, эти потоки без ущерба для транспортной ситуации можно было перенаправить на параллельные улицы. В итоге улица, 80% которой сейчас отдано под автодвижение, стала бы чуть ли не главным пешеходным маршрутом в Калининграде.
Опасения предпринимателей, которые владеют торговыми площадями по периметру улицы Баранова, что обустройство этой территории задуманным образом испортит им весь бизнес, чиновники считают абсолютно необоснованными.
"Эта территория ни в коем случае не потеряет коммерческую привлекательность. Туда люди должны приходить, чтобы покупать, есть, торговать... Там может быть организован некий вернисаж. Будут стоять уличные художники, летние кафе..." — пояснил Генне.
Организация там пешеходной зоны сделает этот участок доступным для маломобильного населения, ведь, помимо клумб, фонарей и скамеек, там появятся дорожки со специальным покрытием и спусками.
"Сейчас там что происходит? Пятиметровая брусчатка, слева от которой полутораметровый тротуар с бомжами, которые продают гнилые гвозди и старые аккумуляторы, а справа — стихийный промтоварный рынок", — возмущается Генне.
Кстати, на "святое" для многих старожилов — немецкую брусчатку — разработчики концепции посягать не намерены. После прокладки подземных коммуникаций, которая позволит избежать нависающих над головами прохожих проводов, камень обещали уложить на прежнее место.
Ширина улицы Баранова от здания до здания сейчас составляет всего порядка 25 метров, которых, по заверениям архитекторов, вполне достаточно, чтобы вместить туда и прогулочную зону, и трёхполосную дорогу. Полностью закрывать улицу для транспорта не планируют. Машины смогут двигаться в обоих направлениях, а ширина дороги будет вполне приличной — 9 метров. По всей видимости, идею питерского специалиста Ильи Резникова, который предлагал организовать там трамвайно-пешеходную зону, даже не стали рассматривать.
Организовать больше прогулочного пространства городские власти хотят за счёт снесения торговых павильонов, занимающих почти весь тротуар возле Центрального рынка, и изгнания с этой территории торговцев на развалах. Правда, куда они денут всех пенсионеров, которые облюбовали это место под свои развалы со старыми книгами, одеждой и прочим скарбом, пока неизвестно.
Как сообщил Генне, там вполне можно организовать приличный блошиный рынок или даже продуктовые ряды, как, например, в Барселоне, но выглядеть это должно прилично и организованно.
Одновременно начнётся реконструкция рынка. Получить на это разрешение администрация должна уже в этом году и по лучшим прогнозам приступить к работам в следующем.
Кстати, торговцев янтарными украшениями уже попросили переехать с набережной Верхнего озера возле музея к Башне Врангеля, этот пятачок будет являться завершающим звеном планируемой пешеходной зоны. По словам чиновников, они пока артачатся, а директор Центрального рынка предложил альтернативу — перебраться в торговые ряды в новом здании на первом этаже.
Организация пешеходной зоны вовсе не предусматривает никакого капитального строительства, поэтому, по самым скромным подсчётам, это займёт несколько месяцев — такие работы можно сделать за один тёплый сезон. А вот привести в надлежащий вид здания, обрамляющие улицу, — это уже задача собственников. В случае со строящимися зданиями (гостиницей, апарт-отелем, ТЦ на месте рынка) горвласти стараются контролировать процесс и диктовать свои условия к внешнему виду строений. Если говорить об уже возведённых объектах, то тут остаётся только надеяться на сознательность предпринимателей. Архитекторы уверены, что те сами захотят снять плёнку с витрин и сделать их как можно более открытыми и презентабельными, когда мимо них ежедневно будет проходить такое количество людей.
Кстати, когда-то уже был разработан проект организации пешеходной зоны на территории сквера Маршала Рокоссовского, улиц Соммера и Иванникова. Все документы были переданы в комитет городского хозяйства, чтобы уже те прорабатывали его поэтапную реализацию, но с тех пор ничего так и не было сделано. К удивлению архитекторов, грудью против осуществления всех планов встали местные жители: люди испугались, что благоустройство прогулочных и торговых зон просто превратит их спальный квартал в "Шанхай".