12:24

Транспортный коллапс в Калининграде: ТОП-10 вопросов о том, что может случиться 2 марта

  1. Новости
Частные перевозчики отказываются продлевать соглашения с администрацией города. 2 марта большинство автобусов и часть маршруток  могут не выйти в рейсы.
 
Клопс.Ru разобрался, в чём суть проблемы.

1.  Как сейчас выглядит ситуация с калининградским общественным транспортом?

По данным властей, сегодня в Калининграде ежедневно курсирует 1000 единиц общественного транспорта: 100 единиц "Калининград-ГорТранса", 300 больших автобусов и 300 микроавтобусов. Есть ещё 300 областных автобусов, которые делают остановки в областном центре. Если частники не выйдут на линию, то город опустеет примерно наполовину.
 
В 2010 году перевозчики заключили с городской администрацией пятилетнее соглашение на перевозку пассажиров. В нём прописывалось, что транспортные предприятия должны ежегодно обновлять свой подвижной состав на 10%. Но если маршрутки худо-бедно закупались, то большие автобусы чадят на улицах Калининграда со времён царя Гороха.
 
Перевозчики все эти годы говорили о том, что в тариф не включена инвестиционная составляющая, которая бы позволила закупать новый транспорт.
 
Всё это время они работают по регулируемому тарифу. Стоимость проезда определяет региональная Служба по тарифам и сборам. Те, кто возит пенсионеров и других льготников, получают дотации от городских властей.

2.  Что изменилось?

В марте 2015 года городская администрация решила не проводить новый конкурс, поскольку шла разработка новой маршрутной сети. С перевозчиками продлили договор на год.
 
В январе 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров". Этот документ внёс изменения в правила перевозок, которые на руку перевозчикам, но не всегда устраивают местные власти. Новый ФЗ позволяет городским властям самим определять, какой тариф выбрать — регулируемый  либо нерегулируемый, когда перевозчик сам устанавливает стоимость проезда в зависимости от своих расходов.
 
В конце 2015-го мэрия заявила, что будет работать по регулируемому тарифу, но не компенсирует перевозчикам так называемые выпадающие расходы до той поры, пока не будет объявлен новый конкурс. А конкурс опять-таки предлагается временный — до 2018 года максимум. 

3.  Почему бастуют перевозчики?

Перевозчики возмущены, что в предлагаемом договоре с мэрией не регламентируется срок: может, на 3 месяца подпишут соглашение, а может, на 6 или 8. В декабре был объявлен новый конкурс, но предприниматели считают его незаконным.
 
"Живём как на вулкане, а ведь у нас сотрудники, семья, людям надо планировать свою жизнь", — отмечают предприниматели. Частники считают, что они работают ровно до того момента, пока в город не будут поставлены новые автобусы для "Калининград-ГорТранса". Тогда доля муниципального транспорта значительно увеличится. 

4.  Каков масштаб проблемы?

Отказываются продлевать соглашения почти все частные перевозчики. Исключение составляют, по информации Клопс.Ru, лишь предприятия, работающие на маршрутках ("Балттрансавто" и группа компаний "Скиба"). Кроме того, продолжат работать троллейбусы и трамвай, а также автобусы, которые находятся в ведении "Калининград-ГорТранса".

5.  Какова позиция мэрии?

По словам главы города Александра Ярошука, перевозчики хотят продолжить работать на старых автобусах, даже если не регулировать тарифы. Градоначальник уверен, что и раньше у них была возможность обновлять парк, но они этого не делали. Лишь за последний год частники купили 6 новых автобусов.
 
"Никто их бизнес забирать не собирается, всех приглашаем к участию в конкурсе. Если перевозчики не захотят работать, то горадминистрация арендует 150 автобусов на некоторое время", — отметил Ярошук.

6. Что будет делать мэрия, если автобусы не выйдут на линию 2 марта?

Власти дали автобусникам последний шанс. Сегодня, 1 марта, они ещё могут подписать соглашения. Если частники откажутся, планируется задействовать все резервы "Калининград-ГорТранса", а также часть перевозчиков междугороднего направления.

7.  Повысится ли стоимость билетов?

До проведения нового конкурса, который состоится в течение 6-8 месяцев, стоимость проезда в автобусах и маршрутках останется прежней — 18 рублей в автобусах, трамваях и троллейбусах и 22 рубля — в маршрутках. Школьники также продолжат ездить за 13 рублей. Такое обещание дал глава города Александр Ярошук.
 
После нового конкурса билеты подорожают, предварительно — до 20 рублей. По словам частников, при нерегулируемых тарифах людям не пришлось бы платить больше этой суммы, и они сомневаются, что власти смогут удержать эту стоимость. Их аргумент:  городским властям предстоит платить за новые автобусы.
 
Частные компании считают, что крайне неэкономно тратить бюджетные 1,5 млрд на покупку 100 автобусов. Тем более в условиях кризиса. Перевозчики говорят о возможности купить новый транспорт по цене 6-7 млн рублей, городской администрации каждый автобус обойдётся в 15 млн.

8.  На какие уступки готовы идти перевозчики?

Если мэрия позволит перевозчикам работать по нерегулируемым тарифам, то предприниматели обещают обновить подвижной состав за три года, купив новые автобусы. Напомним. в 2010 году администрация заключила договоры с перевозчиками на обслуживание городских маршрутов на 5 лет, которые в марте 2015 года были продлены еще на год. По их условиям предполагалось обновление подвижного состава на 10 процентов ежегодно. Однако перевозчики игнорировали это - даже при неоднократном повышении стоимости проезда за шесть лет только в 2015 году были приобретены 6 новых автобусов.

9.  Есть ли выход из положения?

По словам главы региональной ассоциации перевозчиков Владимира Гренца, частники не должны останавливать свою работу с 2 марта, они имеют законные основания работать до 11 апреля, когда должны выдать новые маршрутные карты.
 
"Нужно с юридической точки зрения разбираться, не втягивая в спор пассажиров", — считает Владимир Гренц. По его словам, перевозчикам будет даже выгодно вывести транспорт на линии после истечения действующих соглашений, так как в этом случае новый закон позволяет работать по нерегулируемому тарифу.
 
Однако, как сообщили Клопс.Ru в юридической службе горадминистрации, законных оснований для выхода на линии в случае не заключения дополнительного соглашения с администрацией города у перевозчиков со 2 марта не будет. 

10.  Как в России решают проблемы общественного транспорта?

С подобной проблемой столкнулись в нескольких городах России. Например, в Перми и Волгограде власти тоже никак не могут договориться с перевозчиками. В Перми они  отказываются работать, а в Волгограде частникам разрешили самим определять тариф, и они его повышают каждую неделю.
 
Однако есть в Калининграде удачный пример взаимоотношений на межмуниципальных маршрутах. Областные перевозчики и парк обновляют, и продолжат работать по ФЗ № 220.  Кстати, в ближайшее время городские перевозчики запланировали встречу с вице-губернатором Александром Рольбиновым.