16:19

Как пережить самую длинную четверть: семь советов родителям

  1. Новости
С какой неподдельной радостью все мы от мала до велика ждали Нового года! Подарки, сюрпризы, поездки, вкусности, онлайн-вседозволенность… Но каникулы "неожиданно" закончились, и, если взрослые довольно стойко вышли на свои рабочие места, то у детей всё иначе.
 
Первые два-три дня ребёнок идёт в школу с удовольствием: ему есть о чём рассказать одноклассникам, похвастаться, пообщаться с друзьями. А вот с учёбой ситуация противоположная. Дети, особенно младшеклассники, долго раскачиваются и вливаются в учёбу. Впереди их ждёт самая длинная четверть с набором очередных тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
 
Родители, которые делают ставку на положительные результаты в учёбе своих детей, с первых дней ребёнка в школе начинают допускать ряд типичных ошибок. Прежде чем получить долгожданный результат, который программируют взрослые для своих детей, постарайтесь взглянуть на свою домашнюю систему обучения с другой точки зрения.
 
За время работы в школе у меня накопился и смешной, и печальный опыт, которым захотелось поделиться с родителями.

1. Учитель дома

Многие родители практически готовят уроки за своих детей, разъясняют им учебный материал, исправляют ошибки, выполняют проектные работы. Мало того что у ребёнка не развиваются навыки самоконтроля и самооценки —  родители часто демонстрируют свою некомпетентность, окончательно сбивая его с толку.  
 
Из опыта: на собрании родителей будущих первоклассников я разъясняла тонкости обучения грамоте. На мою фразу: "Вы же понимаете, что в русском алфавите нет буквы "мэ", получила возмущённый ответ: "Как это нет? Что вы такое говорите?"…
 
Совет: пусть ребёнок учится на своих ошибках. Образовательным процессом руководят профессионалы, не берите на себя "повышенных обязательств".  

2. Помните: фамилия Эйнштейн довольно редкая

Отличная учёба — предмет гордости родителей. Но оценочный ярлык "отличник" или "двоечник", как показывает жизнь, не является ни показателем выдающихся способностей ребёнка, ни гарантом его успеха в будущем, в частности финансового.
 
Из опыта: у моего ученика Серёжи Н., стеснительного и медлительного мальчика, во втором классе по всем проверочным работам не было отметки выше трёх баллов. Мама водила его на занятия по рок-н-роллу, в музыкальную школу, в бассейн и к репетитору по английскому языку, а в школьном портфолио ребёнок написал, что больше всего ему нравится собирать из деталей модели кораблей и самолётов, и ни слова про спорт, музыку и лингвистику…
 
Совет: постарайтесь помочь своему ребёнку раскрыть его интересы, ведь вам знакомо известное деление людей на "физиков" и "лириков". Ваш кто?

3. Школа важнее всего

Эту фразу традиционно, но неразумно, на мой взгляд, произносили и наши родители. Как справедливо заметил известный детский доктор Евгений Комаровский: "Счастливый ребёнок — это, прежде всего, ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке". Сложно с ним не согласиться, но большинство родителей всё же мечтают, чтобы их чадо было лучше и успешнее своих сверстников, причём именно в сфере образования.
 
Из опыта: до середины учебного года второклассник Никита С. практически каждый понедельник приносил мне тетрадь, исписанную за выходные дни, — упражнения, диктанты, задачи, примеры и т. д. Мама была уверена в том, что регулярные дополнительные занятия будут полезны её ребёнку. Результат был совершенно противоположный: вторую половину учебного года Никита проболел, дважды лежал в больнице…
 
Совет: расставьте семейные приоритеты в отношении своих любимых детей. Что для вас важнее здоровье или школьные отметки?

4. У тебя "три" — подарка не жди

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учёбу является обещание дорогих подарков в случае хороших отметок. Но это лишь временное спасение, ведь стремление ребёнка получить ту или иную награду в конечном счёте не приведёт к стабильным знаниям. Конечно, в исключительных случаях награда за личные достижения может быть оправдана (ключевое слово — исключительных).
 
Из опыта: папа обещал Насте З. подарить новый телефон, если итоговый тест по математике в четвёртом классе она выполнит на "пять". Увидев ошибки в работе и количество набранных баллов, девочка так истошно закричала, что мы с детьми остолбенели, а из соседних кабинетов ко мне в класс прибежали перепуганные коллеги…
 
Совет: поверьте, лучшая награда для наших детей — это любовь и поддержка.

5. Я лучше знаю!

Другая достаточно распространённая ошибка современных родителей — механическое перенесение собственного опыта обучения на своих детей. Мы забываем о том, что у них, оказывается, есть право выбора и личное мнение, к которому всё же необходимо прислушиваться. Задача взрослых — уметь разумно и доступно обосновать свои родительские требования.
 
Из опыта: в первом классе на выставку "Моя любимая книжка-малышка" Данил Р. принёс старинную и явно дорогую книгу, которую явно первый раз держал в руках. Отчеканив отрепетированный и заученный монолог, Данилка, смущаясь, так и не смог объяснить, почему эта книга является его любимой "книжкой-малышкой"…
 
Совет: помните — учиться в школу ходит ребёнок и там он приобретает свой личный опыт.

6. Сыскное агентство

Всё больше мам и пап становятся "детективами" с новейшим техническим обеспечением. Они знают ВСЁ: как выполняются домашние задания и прочие работы, даты экзаменов (помогает интернет и родители одноклассников) и уже через пять минут после диктанта настойчиво пытаются узнать результат.
Из опыта: однажды мне позвонила мама моей ученицы и спросила, точно ли такие же задания, которыми с ней поделилась родительница из другого четвёртого класса, будут в завтрашнем пробном(!) мониторинге. Хотела подготовить дочь. Было около одиннадцати часов вечера…
Совет: постарайтесь найти золотую середину, ведь помощь в учёбе и тотальный контроль — разные вещи.

7. Быстрее, выше, сильнее!

Часто родители стремятся добиться слишком быстрых результатов в учёбе, не понимая, что это длительный процесс со своими взлётами и падениями. Мамы и папы хотят, чтобы дети как можно раньше обучились иностранным языкам, умели читать и писать до поступления в начальную школу и щёлкали задачи.   
 
Из опыта: на родительском собрании в середине первого класса одна мама с недоумением поинтересовалась: "Почему вы не спрашиваете таблицу умножения? Мы с Дашей её выучили!"
 
Совет: не торопитесьвсему своё время.