17 декабря президент России Владимир Путин прокомментировал ситуацию, в которой оказалась журналист из Калининграда Надежда Ржевская. Надю на переходе сбил курсант погранинститута ФСБ.
"Могут ли чины и погоны освобождать от ответственности?" — спросила я, надеясь получить ответ от президента. И он ответил.
Тут же на меня обрушился шквал комментариев не только от калининградцев, но и жителей "большой" России. Кто-то даже рекомендовал уехать из области, потому что, озвучив частную проблему, я "опозорила регион".
Сейчас, спустя неделю, я уверена: это не местечковые разборки, как их называли мои негодующие оппоненты. Многие увидели здесь темы, которые затронули тысячи людей по всей стране. Это и бездействие правоохранителей, и откровенная коррупция, и бесправие и беззащитность участников дорожного движения.
На редакционную почту приходят письма из других регионов, в которых люди делятся своими мыслями и просят помочь сдвинуть с мёртвой точки то или иное дело.
Расскажу о некоторых из них.
31-летний сибиряк Максим Гончаров, живущий ныне в Москве, вместе с коллегами разработал проект "Уменьшение смертности на дорогах РФ".
"Его я принёс в приёмную президента в 2014 году. Оттуда проект отправили в МВД. Там поблагодарили и отправили меня в дирекцию федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения. Я и с ними встречался. Там мне дали понять, что одному ещё никогда не получалось ничего доказать, — пишет Максим. — Я около 15 раз обращался в различные инстанции, управления, правительство РФ, центры безопасности и т. д. В целом все ссылаются на программу, действующую до 2020 года, — мол, все работают, всё хорошо..."
Гончаров уверен, что, попади проект к Путину, его удастся продвинуть. Максим прислал выдержки из своей объёмной работы и несколько видеосюжетов. Он предлагает обоснованные решения по проблемам пробок на дорогах, безопасности пешеходов, коррупции в ГИБДД.
"Информацию я собирал с коллегами примерно с 2010 года. Она отражает реальную ситуацию на дорогах страны. По каждой описанной в проекте проблеме есть реальное готовое решение", — говорит Максим.
Максим Карев из Нижнего Новгорода прислал подробное письмо, где изложил свои мысли по поводу отношений между водителями и пешеходами, которые он называет не иначе как войной. По мнению Карева, пешеходы уверены в своём преимуществе на "зебре" и праве ходить по нему как вздумается и когда захочется.
Максим предлагает разобраться в вопросе по существу и ссылается на Правила дорожного движения в редакции от 30.06.2015 года:
"Вот обязанности одного из участников дорожного движения — пешехода.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учётом сигнала светофора (регулировщика).
Вот обязанности другого участника дорожного движения — водителя.
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода".
Выходит, говорит Максим, что всю ответственность за безопасность отношений "водитель-пешеход" ПДД возлагают именно и исключительно на пешехода.
"Если есть хотя бы гипотетическая вероятность того, что траектории движения пешехода и какого-либо транспортного средства способны пересечься, то пешеход не имеет права выйти на проезжую часть. А если это пересечение произошло, то именно пешеход и нарушит требования ПДД, — пишет Карев. — Водителя же правила обязывают лишь исправлять ошибки пешехода, маневрируя, снижая скорость или останавливаясь. Грубо говоря, закон просит водителей снисходительно относиться к идиотам и не давить их, но не требует хоть как-то реагировать на пешеходов, находящихся на тротуарах перед переходом, и уж тем более предугадывать их желания. Мало того, за создание помех в движении ТС пешехода могут оштрафовать на 1000 рублей".
Далее наш читатель предлагает задуматься над причинно-следственными связями и убедиться, что "своим поведением пешеход не оставляет водителю выбора. Он элементарно вынуждает водителя нарушить ПДД, ведь у того в большинстве случаев не остаётся технической возможности избежать наезда. Машина ведь не человек, моментально остановиться не может".
"Мне безумно жалко тех, кто стал жертвами различных ДТП. Мне также жалко и вашу сослуживицу Надежду Ржевскую. Но ещё больше мне жалко тех, кто в ближайшее время будет сбит кем-то на проезжей части, — признаётся Максим. — И я считаю, что пешеходов с проезжей части нужно убрать! Полностью! Только так мы сможем спасти их жизни и сохранить им здоровье".
И ещё одно письмо мы получили из Ставропольского края, прислал его Василий Иноземцев. "В 2010 году у нас в семье произошла трагедия: маму сбила машина на тротуаре у пешеходного перехода, она скончалась в больнице, — пишет Василий. — На протяжении этих шести лет нам обещают возбудить уголовное дело, но этого до сих пор не произошло. Если к вам обращаются люди в связи с вашим выступлением и рассказывают о такой же ситуации, может, у кого-то есть уже ответ, что делать? В нашем случае срок давности подходит в январе 2016 года. В этом чувствуется системность. Положить заявление в долгий ящик — это практикуется по всей стране".
Ну и возвращаясь к той пресс-конференции: сегодня стало известно, что Надино дело сдвинулось с мёртвой точки. И это для меня куда важнее, чем любые глубокомысленные вопросы об экономике и политике.
Потому что мы все каждый день переходим дороги. И потому что большинство из нас, увы, беззащитно не только перед автомобилями, но и перед этой громадиной — государственной машиной.