15:50

Обманули в банке? Как калининградцам защитить свои права

  1. Новости
Что делать, если вы уже оформили кредит, а банк решил повысить процентную ставку? Или навязывает вам страхование в "своей", более дорогой компании? С этими и подобными им нарушениями закона со стороны финансовых организаций можно и нужно бороться. Главное – знать, куда обращаться.

Роспотребнадзор

Сегодня финансовые услуги населению оказывают банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и другие. Если вы стали жертвой их недобросовестности, поможет закон о Защите прав потребителей.

Например, банки повышают процентную ставку после заключения кредитного договора, несанкционированно списывают деньги с карт, разглашают персональные данные клиента – когда передают их коллекторам. Такие обращения от калининградцев поступают сегодня в управление Роспотребнадзора.

С начала года сюда поступило 110 обращений о нарушении предоставления финансовых услуг, говорит начальник отдела защиты прав потребителей управления Юлия Колесникова. По ее словам, наиболее часто жители нашего региона жалуются на действия банков.
 
- Например, банк распределил высокую плату за кредит между годовой процентной ставкой, платой за выдачу кредита, ежемесячной комиссией, страховкой - тем самым создал у потребителя иллюзию дешевизны кредитного продукта, - отмечает Колесникова.
 
По ее словам, потребители жалуются и на навязывание платных дополнительных услуг, как банковских, так и страховых, а также на то, что организации настойчиво предлагают получить сопутствующие услуги у конкретных исполнителей. Есть жалобы на непропорциональный размер штрафов, а также на действия коллекторов по выбиванию долгов. Разобраться с этими нарушениями помогут в региональном управлении Роспотребнадзора, куда можно обратиться по электронной почте или лично, по адресу ул. Иванникова, 5.  

Центробанк

Сегодня деятельность банков, а также страховых компаний контролирует Центробанк. Здесь создана Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. И как отмечают в службе, огромное количество обращений связано с работой страховщиков, и особенно с ОСАГО. В основном россияне жалуются на навязывание дополнительных услуг и отсутствие у страховщика бланков полиса ОСАГО, сообщает "Коммерсант".

Жалобу в Банк России можно подать на официальном сайте, обратиться туда лично или по почте. В Калининградской области есть региональное отделение ЦБ.
 

Полиция, Роскомнадзор, УФАС

А что делать, если замучили коллекторы? Звонить в полицию или Роскомнадзор, говорит Колесникова.
 
- При поступлении требования о погашении задолженности по договору, стороной которого гражданин не является, и/или если требования о погашении задолженности сопровождаются угрозами, потребителям необходимо обращаться в правоохранительные органы, - отмечает Колесникова. – Если необходимо оценить действия коллекторских агентств с позиции законности получения персональных данных, следует обращаться в управление Роскомнадзора по Калининградской области.
 
Ну а если, например, вы видите рекламу банка, где ставка по кредиту на первом плане, а все детали – мелким нечитаемым шрифтом, вполне можно звонить в Управление федеральной антимонопольной службы. В данном случае имеет место нарушение законодательства о рекламе. Сюда также можно обратиться, если, например, вы подозреваете банк в сговоре с конкретной страховой компанией, из-за чего приходится приобретать дополнительные услуги на невыгодных условиях.

Организации по защите прав потребителей

Сегодня в ряде российских организаций можно получить юридическую помощь – как платную, так и бесплатную. И перед заключением крупных сделок эксперты настоятельно рекомендуют консультироваться у специалистов.

За работой банков, микрофинансовых организаций (МФО), страховых компаний внимательно следит КонФОП – Международная конфедерация обществ потребителей. Члены КонФОП оказывают правовую помощь населению по кредитованию, страхованию, восстановлению украденных средств с банковских карт и другим животрепещущим вопросам.
 
В исследованиях КонФОП Калининградская область выглядит вполне пристойно, однако нарушения в предоставлении финансовых услуг все же есть, говорит социолог Анна Алимпиева.
 
- При предоставлении кредита у нас не любят давать текст договора на руки. Обычно ссылаются на то, что головной офис в Москве или еще где-то. Но это незаконно, - отмечает социолог. - Вам должны предоставить типовой текст договора. И когда вы уже созрели на кредит, вам по законодательству обязаны выдать ваш договор на пять дней. И эти пять дней вы сможете его читать, общаться с адвокатом. А у нас это не делается.
 
Обычно такая ситуация возникает при оформлении ипотеки. Регулярно нарушают закон и  микрофинансовые организации с их "грабительскими" процентами. Между тем, почти 90% МФО в регионе работает без лицензии. А популярная проблема банков и страховых компаний - навязывание дополнительных услуг.
 
- Если вы берете кредит на автомобиль, вам банк может навязать Каско в подшефной страховой организации. Если вы пытаетесь застраховать недвижимость, вам могут навязать экспертизу по оценке этой недвижимости в афилированной структуре, - говорит Алимпиева. - Например, условия по тому же КАСКО сильно варьируются, можно подешевле найти. А банки предлагают свою "дружественную" компанию. И порой еще стоимость страховки включают в ваш автокредит. То есть вы на это КАСКО потом еще проценты платите. КАСКО "золотым" становится.
 
По ее словам, работа КонФОП по-настоящему действенна, по ее результатам регулярно вносятся изменения в российское законодательство.
 
Чтобы не стать жертвой обмана со стороны финансовых структур, эксперты советуют тщательно изучать документы перед сделкой, предварительно консультироваться с юристами. А еще можно пройти бесплатные курсы по финансовой грамотности, записаться на которые можно на сайте.
 
 
 
 
 
Материал подготовлен в рамках Проекта по повышению уровня финансовой грамотности жителей. Дополнительная информация по телефону горячей линии (звонок бесплатный): 8-800-555-85-39, +7(4012) 988-233 или на сайте http://www.fingram39.ru/.