Я ненавижу очереди с советских времен, когда все было дефицитом. Когда за молоком по талонам, когда за копченой колбасой давка, когда выкидывают на прилавки импортный ширпотреб – смертоубийство. Самое жуткое воспоминание – я, пятилетняя девочка, потерялась в толпе, плачу, зову маму. А мама стоит в очереди за мандаринами, которые появлялись в наших овощных магазинах, наверное, раз в год.
Уже в девяностые попала в очередную передрягу. Вспоминать об этом сегодня смешно. По информации маминой приятельницы, работавшей на промтоварной базе, в магазине "Силуэт" на Ленинском проспекте должны были продавать в этот день мужские финские плащи. Народ, видимо, тоже проинформированный по знакомству, выстроился у "Силуэта" темной змеей с раннего утра. Шла перекличка, переписка по номерам на ладошках и в тетрадках у пронырливой тетеньки. Утром я успела сбегать на молочную кухню и взять для своего малыша кефир в бутылочках. Пристроилась к очереди, думая: а вдруг свезет, обналичу стремительно худеющие рубли и приобрету ценную вещь, которой сносу не будет.
В момент открытия начался штурм магазина. Все смешалось. Впереди всех оказались крутые бабули, их тела вынесло прямо к стеклянным витринам. По какой-то удивительной случайности меня выдавило ближе к цели. Тут зазвенели стекла, они разбились под нечеловеческим натиском. И меня понесло вслед за бойкими бабушками, закалившими свой характер еще в сталинские времена, прямо в чрево магазина. Люди хватали плащи, не глядя на размер. Мне свезло, я добыла плащ для старшего брата, и только вернувшись домой и посмотрев на себя в зеркало, поняла, что оставила своего маленького сына без кефира. Вся шуба была в кисломолочных подтеках, а в пакете позвякивало бутылочное стекло…
Ладно, прошла эпоха тотального дефицита. Мебельные салоны пусты, как и автомобильные. В бутиках и продуктовых магазинах вам улыбаются как родному: "Здравствуйте! Чего изволите?" Знают: ежели нахамят или обсчитают, продадут некачественный товар или осетрину второй свежести, так клиент к ним больше ни ногой. Пойдет прямиком в Роспотребнадзор, в отдел по защите прав потребителей. А то и засудит!
Но злополучные очереди остались.
Везде ли работают терминалы для записи к врачу? Не везде. А если работают, то очереди теперь выстраиваются не у окошка регистратуры, а у терминала. Люди преклонного возраста освоить чудо-технику, как и интернет, зачастую не в состоянии. Им бы что попроще, по старинке…
Моя знакомая поделилась своими переживаниями на этот счет. Ей надо было к врачу, записалась за месяц до срока, получила талончик на определенное время. Приехала в поликлинику в назначенный час, отпросившись с работы. Но попасть вовремя на прием ей не удалось: оказалось, всех страждущих предварительно записали на этот час. И действует здесь закон старой и недоброй живой очереди. День пропал…
Проверяю на себе. Звоню в свою поликлинику, осведомляюсь, можно ли записаться, например, к офтальмологу. Отвечают, мол, звоните завтра с 7.30 до 10 утра, не успеете - талонов уже не будет. Запись на неделю вперед. Телефон постоянно занят. Мне советуют после девяти вечера записаться через интернет. "А как насчет терминала?" – спрашиваю. "У терминала сбой, не работает система".
Ребенка надо было показать стоматологу. В нашем городке один такой детский доктор. В регистратуре с раннего утра столпотворение. Интернета и терминалов здесь нет. Добываю талон. На приеме простояли час. На мое возмущение медсестра отвечает спокойствием: "Не нравится, езжайте в Калининград, на Буткова, там записываются через интернет".
Но попасть на прием в детскую городскую стоматологическую поликлинику в Калининграде – это вообще из области чудес. Без очереди принимают по острой боли или с травмой. Теоретически можно записаться по телефону в установленный час, но скорее всего вы услышите короткие гудки – звонят родители со всего региона. Через интернет тоже вариант – встать в электронную очередь после 21 часа, когда включается система. Поэтому люди занимают очередь с шести утра, чтобы урвать заветный талон.
Мои знакомые мамы, чтобы избежать очередных мытарств, идут в частные клиники, где стоимость лечения одного кариозного молочного зуба - от тысячи до двух с половиной тысяч рублей.
- Наша поликлиника рассчитана на 360 посетителей ежедневно. Принимаем 420. Врачи валятся с ног. По электронной записи к нам приходит половина посетителей, остальные записываются по телефону или в регистратуре, - говорит главный врач Ирина Корбут. – В районах врачей нет. В 90-е годы были закрыты стоматологические кабинеты в детских садах и школах, при этом заболеваемость кариесом у детей доходит до 98 процентов! В нашем регионе дефицит фтора в воде. И пока главные врачи городских и районных больниц не будут включать в штат детских стоматологов, у нас будет ажиотаж.
На электронное оснащение учреждений здравоохранения и государственных органов затрачены огромные бюджетные средства. А к врачу не попасть.
…Сидим в одном из филиалов Росреестра, ждем приема, взяв талон из терминала. В зале не более десяти граждан. На прием по нашему вопросу, судя по светящимся данным табло, стоит 35 человек. На обслуживание одного клиента по талону отводится 3 минуты, так запрограммирована система. До окончания рабочего дня часа полтора. Электронная очередь зависает, как старый компьютер. Проходит 40 минут без движения.
Иду в кабинет, спрашиваю, почему не принимаете, раз у вас тут пусто? "Нет, - мне говорят. – Мы работаем. Покиньте помещение".
Покидаю помещение, звоню начальству, благо контактные телефоны руководства указаны на информационном стенде. Через пять минут начинается тревожная суета. А затем следует любезное приглашение – проходите, пожалуйста! Данные на табло начинают скакать с необыкновенной быстротой. Оказывается, сметливые клиенты, не желающие сидеть и ждать, набирают талонов про запас, а сами вовремя не приходят.
Что-то явно надо поправить "в консерватории". Потому что очередь есть очередь. Пусть и электронная.