19:00

Роспотребнадзор определил самые загазованные и опасные для здоровья районы Калининграда

  1. Новости

Ведущая проблема – болезни легких


Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области подготовлен доклад "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Калининградской области в 2014 году". В нем определены приоритетные санитарно-эпидемиологические и социальные факторы, формирующие негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Об этом корреспонденту Клопс.Ru рассказала и.о. главного государственного санитарного врача нашего региона Елена Бабура.



"Социально-гигиенический мониторинг на сегодняшний день является основным инструментом для принятия управленческих решений с целью снижения рисков для здоровья населения, - сообщила Бабура. - Мы выявляем причины и следствия между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания, рассчитываем тенденции, прогнозы, риски здоровью".



Согласно выводам авторов исследования, в структуре соматической или неинфекционной заболеваемости населения Калининградской области лидируют болезни органов дыхания.



Отравление из Европы


На легочные болезни влияют климат, грязная атмосфера. Хотя в прошлом году доля проб с превышением ПДК в зоне влияния автомобильных дорог снизилась с 0,6 % до 0,4 % , негативное влияние автотранспорта на качество атмосферного воздуха в зоне жилой застройки, очевидно. Наша область занимает одно из первых мест в России по числу личных авто на душу населения – 401 тысяча 138 машин.



Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 230 тысяч тонн отравляющих веществ.

Кроме того, отравляет наши легкие промышленность западной Европы. Дополнительное поступление окислов азота и серы идет за счет трансграничного переноса, превышающее собственные выбросы в 5-7 раз. Суммарное осаждение соединений серы и азота на 90 % обусловлено из сопредельных стран Германии, Польши, Швеции и других. 



Однако, преимущественный вклад в валовой выброс вредных веществ в нашу атмосферу вносит автотранспорт, удельный вес которого в суммарном выбросе вредных веществ составляет 83,8%, что более чем в 5 раз больше выбросов стационарных источников. Основная доля выбросов или 36,3 % от стационарных источников приходится на областной центр, в котором проживает около 40% населения области и сосредоточено более 45 % предприятий и учреждений региона. 



В выбросах доминируют углеводороды, серы диоксид, окислы азота, взвешенные вещества, окись углерода. В зоне влияния промышленных предприятий в Калининграде, Советске, Светлом, Гусеве, Балтийске установлены превышения гигиенических нормативов.



Где опасно жить


Надо отметить, что в Калининграде две трети неудовлетворительных проб приходится на автомобильные дороги в зоне жилой застройки. Наиболее загружены транспортом проспекты Ленинский, Советский, Победы, Мира, Московский, Калинина, улицы микрорайона Сельма, улицы Горького, Дзержинского, Аллея Смелых, Киевская, Батальная, Громовой.



В 2014 год уровень загрязнения воздуха, по данным Гидромета, характеризовался как повышенный или высокий, неблагоприятный для здоровья круглый год.

По сведениям, предоставленным МП ЕКАТ-Калининград, концентрация загрязняющих веществ на автомагистралях возрастает зимой, особенно бензола, который вызывает рак. Наиболее загрязнены бензолом улицы и их пересечения: Соммера - Пролетарская, Фрунзе - Грига, Аллея Смелых – Космодемьянской, где зимние уровни концентрации превысили летние в 2 раза. Максимальная концентрация диоксида азота при среднесуточном измерении достигала в часы-пик и при скоплении автотранспорта, что превышает ПДК в почти в 2 раза.




Наибольшие отклонения от норм фиксировались вдоль пересечения улиц Суворова-Нансена, Советский проспект - Нарвская, Ленинский проспект - Барнаульская, Ленинский проспект - Эльблонгская, улиц Невского и Киевской. Судя по всему, здесь вреднее всего жить и дышать. При проведении расчетов было принято, что с выбросами автотранспорта были связаны такие примеси как диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, изомеры ксилола, бензол, толуол, формальдегид, пыль или сажа.



Меньше грязи – реже рак


"Максимальный риск острых эффектов выражается в вероятности ощущения населением неприятных запахов или развития иных рефлекторных реакций, - отметила Елена Бабура. -  Слезотечение, кашель, тошнота, головокружение, дискомфортные состояния, головная боль, различные физиологические реакции, обострение хронических заболеваний, создает основной поток жалоб населения на качество воздуха". 



По расчетам Роспотребнадзора, 11 человек из тысячи могут реагировать на уровень окиси углерода, 13 человек на тысячу – на указанную концентрацию пыли в воздухе Калининграда. Главным загрязнением остается, судя по рискам хронического воздействия, пыль, представляющая собой многокомпонентную смесь.

Канцерогенный риск показывает вероятность появления дополнительных случаев заболеваний раком.  

Его приемлемое значение обычно принимают в пределах от 1 до 10 дополнительных случаев на миллион человек. Этот риск от воздействия атмосферного воздуха в Калининграде в прошлом году, впервые за 10 лет исследований оценивается как приемлемая величина.



Санитарные врачи отмечают, автомобильные потоки на улицах Калининграда требуют дальнейшей оптимизации с образованием разгрузочных дорог и развязок, мостов, "зеленой волны" светофоров. Можно конечно бросить свою машину и пересесть на велосипед. Однако из-за отсутствия велосипедных дорожек это еще более опасно для жизни, чем грязный воздух с бензолом.