Прошла неделя после "Чёрного вторника", когда стоимость евро в Калининграде достигала 120 рублей, в связи с чем цены на товары и услуги резко повысились. Сейчас европейская валюта в среднем стоит 70-75 рублей, но цены обратно не снизились. "Клопс.Ru" спросил у представителей разных сфер потребительского рынка, насколько изменилась ситуация после "Чёрного вторника".
Цены в продуктовых магазинах на прежний уровень не вышли. Яйцо в "Виктории" подорожало на три рубля, в "Вестере" и "Семье" – на два. В "Виктории" колбаса "Молочная" подорожала сразу на 70 рублей, на рынке ее цена повысилась на 16 рублей, на столько же – в "Семье". Увеличились цифры на ценниках и в овощном отделе – в "Виктории" подорожала морковь с 32,40 до 35,50 рублей. На Центральном рынке морковь стала дороже на пять рублей и сейчас стоит 40. Не снизились цены и на картофель. Во всех торговых сетях цена на корнеплод повысилась на два рубля, прежними остались ценники лишь на Центральном рынке.
В торговой сети "Семья" уточнили, что ценники не снижаются, однако почему – уточнить затруднились, предложив обратиться напрямую к руководству торговой сети. Потребовали письменные запросы ответы "Виктория" и "Метро Cash & Carry". Надо отметить, что, когда в Калининграде начался ажиотажный подъем цен, в торговых сетях охотно комментировали их действия.
На Центральном рынке пояснили, что сейчас цены притормозили свой рост:
"У нас идет несколько замедленная реакция на то, что происходит с курсом. Когда был резкий скачок, предприниматели отреагировали не сразу. Сейчас, когда курс начал снижаться, высока вероятность, что цены снизятся", – уточнила пресс-секретарь Центрального рынка Екатерина Поделенко.
Отметим, что 19 декабря министр экономики региона Анастасия Кузнецова заявила, что если калининградские ритейлеры продолжат поднимать цены на продукты, то правительство установит на некоторые товары фиксированную цену.
Генеральный директор компании "Риэлт-Строй-Инвест" Юрий Кудяков уверяет, что они не подняли цены на жилье. Речь идет о первой очереди жилого комплекса. "На часть квартир второй очереди также сохраняются старые цены. Мы не собираемся спекулировать на ситуации, ведь мы ведем расчеты в рублях, – добавил Юрий Кудяков. – Но в следующем году мы пересмотрим бюджет на дальнейшее строительство, поскольку зависим от поставщиков стройматериалов. Например, тот же "Бауцентр" повысил цены в два раза, это, конечно, скажется на стоимости первичного жилья. А от этого, конечно, зависит и ситуация на рынке вторичного жилья".
О причинах недавней лихорадки на потребительском рынке Юрий Кудяков выразился вполне однозначно: "Кризис – в головах, и кто-то на нем хорошо заработал, вынудив людей покупать по пять телевизоров".
В магазинах одежды "Манго" идут распродажи. Здесь не скрывают, что цены на новую коллекцию могут подняться на 30%, поскольку товар закупался во время резкого роста стоимости евро.
В сети косметики "Ив Роше" также не исключают, что придется повысить цены, поскольку сейчас на складе лежит товар, купленный уже из расчета 79-80 рублей за евро. "Наша задача – выжить в кризис, сохранить магазины, – пояснил представитель сети. – Есть поставщики, есть долги перед ними, если мы должны 100 тысяч евро, то 100 тысяч и должны отдать. А после Нового года евро, по некоторым прогнозам, может стоить 80 рублей".
Мнение эксперта
Почему курс снизился, а многие магазины держат цены, подскочившие после "Чёрного вторника"? По мнению бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, во многом это результат инерции, бюрократии, которая в бизнесе порой выше, чем в органах власти.
"В бизнесе есть только один приоритет – клиенты. Не поставщики, не партнеры – именно клиенты, – напомнил Георгий Дыханов, комментируя "Клопс.Ru" результаты последней недели. – Бизнес должен быть клиентоориентированным, а с этим у нас очень и очень плохо. Что мешало магазинам распродать товар со складов по старым ценам со своей наценкой? Вместо этого многие вообще закрылись, а потом подняли цены".
По словам Георгий Дыханова, предпринимателям на прошлой неделе не нужно было суетиться, лихорадочно скупая валюту, чтобы расплатиться с поставщиками. "Какой смысл покупать ни пике? Это не свойственно бизнесу. Лучше, на мой взгляд, в такой ситуации, вообще отложить принятие каких-то решений до лучших времен. Тем более, что наступают рождественские каникулы и зарубежные партнеры сворачивают деятельность, – считает бизнес-омбудсмен. – Мудро поступили те, кто заранее подготовился к трудностям: снизил собственные издержки, сократил какие-то расходы, проанализировал свой клиентский портфель, выделили "золотых" клиентов, на которых стоит опираться".
Георгий Дыханов не берется точно прогнозировать, что ждет бизнес и потребителей в новом. "Об этом знает только господь бог. Однако я полагаю, что евро не будет стоить больше 60 рублей", – сказал Дыханов.