Наша замечательная Калининградская область является прекрасным экономическим примером для иллюстрации различных экономических теорий. Причем в последнее время эти теории предопределяют наши практики. Эксклавность территории, равно как и ее компактность, концентрация вокруг областного центра, делает многие сложные процессы очевидными и быстрыми.
В экономике и по сей день не утихают споры двух основных экономических школ по вопросу свободы рыночной экономики. Представители классической школы Адама Смита настаивают на "невидимой руке рынка", которая все приведет в равновесие, а последователи Кейнса уверены в том, что после Великой депрессии капитализм в развитых странах функционирует исключительно под контролем государства. Последнее время в нашем правительстве, очевидно, побеждает вторая точка зрения. Эта политика создает ряд сложностей для предпринимателей, но в то же время открывает новые возможности для бизнеса. Особенно важно понимать экономику рецессии в условиях экономической нестабильности и снижения потребительского оптимизма.
Главная задача государства по Кейнсу - в условиях сокращения спроса - заключается в поддержании спроса. Именно спроса, а не производства и не предложения. Более того, Кейнс дал простое объяснение развертыванию кризиса и описал экономический механизм, названый его именем. "Мультипликатор Кейнса" в том виде, в каком его преподносили миллионам студентов на протяжении нескольких поколений, выглядит следующим образом.
Любое государственное стимулирование - допустим, программа по увеличению бюджетных расходов - оставляет на руках у населения некоторое количество денег, которое оно впоследствии тратит. Изначальное государственное стимулирование - это первый круг. Каждый доллар, потраченный государством, в конечном итоге становится доходом для группы граждан, которые часть его потратят. Эта часть называется "предельной склонностью к потреблению" (marginal propensity to consume, или, сокращенно, МРС). Таким образом, изначальное увеличение государственных расходов оборачивается вторым кругом расходов, - теперь уже со стороны не государства, а населения. А эти расходы, в свою очередь, оборачиваются доходом для другой группы населения. Эта группа тоже тратит часть полученного дохода (третий круг расходов, МРС в квадрате). Расходы продолжаются круг за кругом, и, таким образом, общий итог изначального государственного расхода в один доллар можно описать формулой $1 + $МРС + $МРС2 + $МРС3 + $МРС4... Итоговая сумма не является бесконечной величиной, ее значение равно 1/(1 - МРС) - это и есть мультипликатор Кейнса. Данная сумма может значительно превышать размер изначального государственного стимулирования. Допустим, если МРС равно 0,5, мультипликатор Кейнса равен 2. Если МРС составляет 0,8, мультипликатор увеличится до 5.
Когда в 1936 году Кейнс обнародовал эту идею в своей книге, она пришлась по вкусу очень многим. Тогда посчитали, что она объясняет загадку Великой депрессии, которая казалась неразрешимой, так как никто не мог привести сколько-нибудь вразумительного объяснения масштабов этого катаклизма. Из теории мультипликатора следует, что даже небольшое снижение расходов чревато крупными последствиями. Если расходы незначительно снижаются из-за того, что люди перестраховываются на случай биржевого обвала, подобного краху 1929 года, это, по существу, сыграет роль негативного государственного стимулирования. "Каждый доллар, на который люди сократят свое потребление, породит очередной круг снижения расходов, затем еще один, и еще, и еще, что приведет к значительно большему снижению экономической активности, чем ожидалось"*. Дальше - хуже, поскольку начинают работать мультипликаторы налогов, инвестиций и так далее.
Этот краткий экскурс в экономическую теорию я позволил себе с целью обоснования значимости региональной торговли для региональной экономики в целом. В последнее время стало общим местом сравнивать калининградскую торговлю с польской розницей. К сожалению, Польша дешевле, и разница в ценах бывает достаточно значительной (этот текст Олег Пономарев писал за несколько дней до обвала курса рубля. - Ред.). Причин тому много. Здесь и низкая эффективность многих наших производителей; многолетняя голландская болезнь рубля; эффективное управление себестоимостью в гигантских европейских компаниях; субсидирование сельского хозяйства у наших соседей на фоне низких зарплат севера Польши; разница в стоимости кредита; издержки эксклавности и многое другое.
Но давайте задумаемся о том, как бы оценил бы старик Кейнс наш польский шопинг? Вывоз капитала за границу оставляет региональную розницу без выручки, розница меньше заказывает местным производителям товаров и услуг, - и дальше этот эффект мультиплицируется практически у всех местных предприятий прямо или косвенно. Парадокс Калининградской области заключается в том, что в случае заграничного шопинга даже дополнительное государственное стимулирование уйдет к соседям и там послужит на благо польской экономики. Деньги - это воздух экономики, и это хорошо видно на примере летнего притока туристов. Новые деньги вливаются в региональную экономику и оживляют все наше побережье. Важно отметить, что внутреннее потребление не зависит ни от изменчивой конъюнктуры, как в случае с Автотором, ни от изменений режимов зоны, ни от санкций. Это наши деньги.
Компактные этнические поселения часто организованы по принципу замкнутых товарно-денежных цепочек. Это явление известно под названием «экономика еврейского гетто», то есть Абрам всегда покупает у Мойши, потому что Мойша покупает только у Абрама. Наш почти миллион потребителей, безусловно, свободен в выборе предложения, но хочется верить, что потребительский прагматизм калининградцев будет дополняться и потребительским патриотизмом. А значит, если все мы будем покупать свое друг у друга, то все мы будем при деньгах. Да здравствует область взаимных покупок, дорогие калининградцы!
*Из книги Акерлоф, Джордж, "Spiritus Аnimalis, или Как человеческая психология управляет экономикой", "Юнайтед Пресс", 2010.