Поскольку последние 23 года городом руководили сплошь военно-морские офицеры, вся наша жизнь подчиняется одному из принципов флотского идиотизма: "спячка, раскачка, пьянка, горячка, поиск виноватых, наказание невиновных, награждение непричастных".
Это я не к награждению губернатором Светланы Мухомор, а к проблемам нашего городского транспорта. К летающим по воздуху автобусам, раздолбанным троллейбусам, ревущим мотоциклам, джигитующим маршруткам и захламления города помойками на колёсах выпуска начала холодной войны.
Иногда хочется сесть в бронепоезд, закидать котлы углём под завязку и, видя, как натужно трясёт манометр, выехать с Театральной на Гвардейский проспект, проутюжить улицу Черняховского, сделать пару кругов возле ТЦ Европы, а потом с ветерком промчаться по Горького или Невского навстречу свежему морскому воздуху.
Мой одноклассник, ныне живущий в Риге, недавно заметил, что в Калининграде нечем дышать.
- Ну, конечно, это не Рига, – язвительно ответил я, - где ни людей, ни машин девять месяцев в году.
- Да, погоди, говорит он, у нас было то же самое, пока мэр решил пойти на непопулярные меры, и следуя букве закона, все машины в Риге, не соответствующие стандарту Евро-5, просто запретили к эксплуатации. И теперь, у нас дышится легко и свободно, как в каком-нибудь Амстердаме или Хельсинки.
Можно бы было скептически усмехнуться на сравнение Риги и Калининграда, мол, где мы, а где они, если бы я не услышал аналогичное мнение соседки, которая перебралась к нам из Сибири.
- Вот странно, вроде и город у вас зеленый, а загазованность такая, хоть из дома не выходи.
Так что же у нас происходит?
А у нас происходят три простых вещи. Транспортный коллапс. Отравление людей выхлопными газами. Уменьшение жизненного пространства горожан.
Все эти вещи формально не подсудны, а фактически являются преступными деяниями властей, допустившими такую ситуацию.
Такая ситуация провоцирует раковые заболевания, наезды на пешеходов и колоссальное количество автомобильных аварий.
Пешеходная улица? Велодорожки? Подземные переходы? Разгрузка центра от автотранспорта? Нет, не слышал.
После десяти лет неустанных разговоров о транспортной схеме города, перехватывающих парковках, расширении окружной дороги, упорядочение общественного транспорта, выделенных полосах и прочих необходимых вещах в активе имеем ноль нолей.
Что делать?
Есть три верных способа разрешить ситуацию.
Первый, радикальный. Разровнять бульдозерами все новостройки в районе площади Победы, включая Клевер Хаус и ТЦ Европа. Мэрию вынести за окружную дорогу, вместо стоянки возле Межрейсового дома моряков сделать сквер, а всё вокруг в радиусе трёх миль объявить пешеходной зоной.
Второй - московско-ордынский. Поставить шлагбаумы на всех улицах ведущих к площади Победы, сделать платный въезд 500 рублей.
Третий - европейский. Взяться за весь автотранспорт, частный, муниципальный, государственный и всё, что не удовлетворяет стандарту Евро-3, принятому в России отправить на металлолом.
Все варианты хороши, мне, если честно, больше нравится первый, вот только есть одна проблема. Боюсь, что будет вариант №4 – калининградский. Это много обещаний, много планов, много победных реляций, а на выходе всё тоже старый и надежный ноль нолей.