В ближайшие месяцы Литва откроет новый сезон «мыльной оперы» под названием «обретение энергонезависимости от России».
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс уже заявил, что осенью состоится новый виток переговоров о Висагинской АЭС с японской корпорацией «Hitachi», а также - после провальной попытки сотрудничества с американской компанией «Chevron» - будет объявлен ещё один конкурс на разработку сланцев в стране. Кроме того, до конца года в Клайпеде должно быть завершено строительство терминала сжиженного природного газа, поставщик для которого, правда, всё ещё не найден. Чего ждать от новых эпизодов литовской энергетической эпопеи, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у патриарха литовской энергетики, почётного члена литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдаса Стумбраса.
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс уже заявил, что осенью состоится новый виток переговоров о Висагинской АЭС с японской корпорацией «Hitachi», а также - после провальной попытки сотрудничества с американской компанией «Chevron» - будет объявлен ещё один конкурс на разработку сланцев в стране. Кроме того, до конца года в Клайпеде должно быть завершено строительство терминала сжиженного природного газа, поставщик для которого, правда, всё ещё не найден. Чего ждать от новых эпизодов литовской энергетической эпопеи, портал RuBaltic.Ru поинтересовался у патриарха литовской энергетики, почётного члена литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдаса Стумбраса.
- Господин Стумбрас, Литва не оставляет попыток разработки сланцевой энергетики. Недавно премьер А.Буткявичюс заявил, что уход американской компании «Chevron» из страны не меняет планов правительства и что осенью будет объявлен новый конкурс. Как бы Вы могли прокомментировать данную инициативу?
- Насколько мне известно, запасы сланцев находятся по большей части в Польше. Поскольку данная страна в экономическом плане сильнее, думаю, было разумнее подождать и посмотреть, каких результатов она добьётся в добыче этого ресурса. Какова будет себестоимость и цена продажи, с какими проблемами они столкнутся и т. д.
Стоит отметить, что дешевле рыночной стоимости этот газ продаваться не будет. Разница заключается лишь в том, что покупать его будем у «Chevron», а не у «Газпрома». В экономическом плане получается то же самое.
Но почему-то мы всегда везде хотим быть первыми, хотя наша экономика этого не позволяет. Поэтому я предлагаю подождать и осмотреться повнимательнее – что происходит вокруг?
В Европе существуют разные мнения по этому вопросу. Многие считают, что добыча сланцев не окупится, некоторые уверены в противоположном. Куда же мы так спешим? Неужели все вопросы непременно должны решаться за четырёхлетнюю каденцию Сейма? Ведь энергетические объекты невозможно построить менее чем за 20 лет. Если одни парламентарии принимают стратегию на 4 года, а затем следующий Сейм принимает уже иную стратегию – мы так никогда ничего не построим.
- Почему, на Ваш взгляд, «Chevron» ушёл из Литвы?
- Я думаю, они увидели, что данные территории не очень перспективны. Они работали у нас и в Польше и, видимо, решили, что там это более выгодно. Когда закончится разработка более перспективных площадей, то, может быть, вернутся и к нам.
- Об этом уже много раз говорили, но всё-таки – какие риски ожидают Литву в случае разработки сланцевых месторождений?
- Геологи говорят, что в недрах Литвы находится не сланцевый газ, а нефть.
Запасы и сланцевой, и простой нефти очень незначительны, и их добыча финансово невыгодна – экономику они нам не поднимут.
До 1990-х годов у нас существовала энергетическая стратегия: треть мы производили на АЭС, треть составлял мазут, и треть – газ. Когда существует такого рода конъюнктура, можно манипулировать. Скажем, появится сланцевый газ и составит около 2% в общем балансе. И что будет в результате? Поднимется политический шум, а на уровне экономики это никак не отразится.
- Насколько, как Вы считаете, Литве выгодно и перспективно использование сжиженного природного газа?
- Конечно, выгоднее взаимодействовать с соседями. Можно было бы сотрудничать с Латвией, но мы обвинили их в том, что газохранилище принадлежит «Газпрому»! А от россиян мы хотим оградиться.
А ведь на деле терминал будет принадлежать латвийской компании «Latvenergo», а не российской компании «Газпром». Но Литва упряма в своем желании иметь и собственный терминал. Латыши упёрлись, эстонцы отказываются вкладывать миллиарды в литовский проект, аргументируя это тем, что лучше уже построить у себя блок по добыче сланцев.
Мы со всеми перегрызлись в итоге. Литва желает всем диктовать свою моду. «Слушайте лишь нас - только мы поступаем верно». А ведь так не делается.
- Получается, из-за такого поведения и недальновидности литовского руководства энергетическая сфера Литвы может окончательно деградиривать?
- Один известный американский учёный сказал, что энергетика - слишком ответственная область, чтобы её можно было доверять политикам. Ведь они отвечают лишь за 4 года своей каденции, а любой энергетический объект строится гораздо дольше. Со временем люди поймут, что нельзя быстро сделать карьеру в сфере энергетики. Лучше и не пытаться.
А сейчас все ещё хотят быть независимыми от России. Вот строим терминал сжиженного природного газа в Клайпеде. Хотя, по логике вещей, его следовало бы строить в Латвии. Ведь у них есть газохранилище. Просто надо было бы достроить терминал. А сейчас, чтобы «хранить» там газ из Клайпедского терминала, мы должны его арендовать, платить немалые деньги. Плюс придётся строить дополнительный газопровод, чтобы переправить газ из Клайпедского терминала в латвийское газохранилище.
- Но ведь и это только полбеды - до сих пор не решён вопрос с поставщиком газа. Кто может выступить в такой роли, на Ваш взгляд?
- Кто-кто.
Россия будет его перевозить. Между Россией и Кувейтом существует договорённость. К примеру, Италия купила газ у России. Кто его повезёт? Кувейт – ему там ближе. Мы будем покупать у Кувейта, а транспортировать будет «Газпром». У них там свои связи.
Ведь никто не будет отправлять танкер из Кувейта – представьте, какая цена тогда будет у газа!
Точно так же, как с итальянцами. Им гораздо дороже стоила бы транспортировка из Санкт-Петербурга, чем из Кувейта. А потом уже Кувейт и Россия между собой договариваются.
- Господин Стумбрас, отдельно хотелось бы обсудить литовскую «стройку века» - Висагинскую АЭС. Премьер Литвы заявил, что осенью встретится с представителями японской корпорации «Hitachi», стратегическим инвестором ВАЭС, и намекнул, что японцам были высланы новые предложения. Существует ли, на Ваш взгляд, вероятность, что данный проект всё-таки воплотится в жизнь?
- В том же интервью премьер сказал, что не достигнута договорённость ни с латышами, ни с эстонцами, ни с поляками. Есть хорошая поговорка: «По Сеньке и шапка». Если мы строим атомную электростанцию мощностью 1,3 млн. кВт, то должны и предусмотреть рынки сбыта. К примеру, большая часть игналинской энергии реализовывалась в Беларусь. Из 10 млрд. кВт изготовленной энергии в год 6 покупала Беларусь, 3 мы использовали сами и один покупала Латвия. Стоимость была 6 центов. Эстония не покупала у нас вообще ничего.
- Может быть, теперь потребителями будут новые партнёры из ЕС?
- Сейчас Польша заявила, что не будет покупать у нас электроэнергию, и нам просто некуда её реализовывать. В течение 20 лет мы говорим об общей энергосистеме балтийских стран. Но никакие документы Литва, Латвия, Эстония до сих пор не подписали. Пока документы действительны для 5 стран – стран Балтии, Беларуси и России.
Существует золотое правило, согласно которому один агрегат не может быть больше 3% от общей системы. В СССР эта цифра составляла 5%. Это было сделано, чтобы в случае отключения одного из участников другие могли его заменить. К примеру, в советское время передавали по радио: «Остановился один из блоков Игналинской АЭС. Однако потребители ничего не почувствовали, поскольку его полностью заменил резерв на литовской ТЭС».
Поэтому АЭС мощностью в 1,3 млн. кВт может строиться лишь в системе общей мощностью в 40 млн. кВт. Северо-западная Европа – Литва, Латвия и Эстония - составляет 6 млн. кВт. Поэтому мы можем строить блоки не мощнее 200 мегаватт. В противном случае мы не сможем регулировать систему.
Если мы всё-таки решили строить, а резерв покупать за границей, то большой вопрос, кто согласится нам продавать это электричество. У поляков нет технических возможностей, у шведов их также недостаточно. Значит, покупать придётся в России.
Существует правило: если покупаешь резерв, то весь год обязан платить постоянный взнос, который составляет примерно половину цены. Хотя, может быть, резервом и не воспользуешься.
Все эти вопросы необходимо продумать. Планируемый блок, разумеется, является слишком огромным для балтийской системы.
После Игналины у нас сохранилась гигантомания, которая несовместима с тем, что мы отключаемся от российской системы.
Это то же самое, что купить огромную фуру с прицепом и вместо того, чтобы перевозить на ней товары в Испанию, использовать её для обеспечения маленьких магазинчиков в старом городе.
Поэтому надёжной энергосистема считается тогда, когда в энергосистеме генерирующих объектов более тридцати – по три процента на каждый. То есть если один отключился, остальные переняли его объёмы и никто ничего не почувствовал.
- Вы говорили, что ранее планировалось создание общей энергосистемы балтийских стран. Однако по факту Литва не может договориться с Латвией и Эстонией даже по отдельным энергетическим проектам. ВАЭС тому пример. Почему так выходит?
- Поскольку такие вопросы решаются на политическом, а не техническом уровне, они вызывают огромные вопросы у Латвии и Эстонии. Они мнутся и постоянно говорят: «Дайте нам дополнительные аргументы». Эта история тянется уже с 2008 года. Все смеются и никто не говорит «да».
Литовские СМИ недавно публиковали мнения энергетиков (а не политиков) из соседних стран – оказалось, что данный блок не подходит нашей энергосистеме. Эстония уже строит два блока для сланцевого газа по 300 мегаватт. Латыши построили один блок, идентичный нашему, в Электренай. Они удовлетворили свои потребности на ближайшие 5 лет. Потребность за последнее десятилетие не выросла ни в одной из стран Балтии.
- То есть главная проблема проекта Висагинской АЭС – сбыт продукции?
- Да, начинать надо с составления договоров о сбыте электроэнергии. Производимую сейчас в Европе электроэнергию предлагают покупать в среднем по 32, 36 центов. А мы на сегодняшний день собираемся построить АЭС, которая будет производить энергию за 16 центов.
Между тем, построить АЭС, продукцию которой можно будет продавать за 16 центов, могут лишь россияне, поскольку они финансируют проекты из бюджета страны, и им не надо возвращать капитал из банка.
На сколько бы «Hitachi» не уменьшали процент ссуды, всё равно её придётся возвращать. Поэтому о цене меньше 32 центов и говорить не стоит.
Ещё один важный момент. Для строительства АЭС будет необходимо обустраивать инфраструктуру. К примеру, чтобы привезти из Клайпеды один груз весом 100 тонн, необходимо построить шоссе ценой около 1 млрд. литов. В результате всё финансирование будет сосредоточено в одном районе, а в других местах в Литве дороги строить и реновировать никто не будет.
В своё время я приложил немало сил, чтобы в нашей стране появилась Игналинская АЭС. Однако она финансировалась из запасного бюджета, нам всячески помогали в строительстве, и энергию в результате мы продавали очень дёшево.
А сейчас, чтобы построить новую АЭС, необходимо брать в долг. При этом работать она начнёт не раньше чем через 20 лет. Не стоит верить тем, кто обещает построить станцию за 5 лет.
К примеру, финны строят третий блок уже действующей АЭС с 1999 года. В начале строительства они обещали окончить работу к 2009 году. Однако она продолжается до сих пор, и всё ещё неизвестна дата запуска.
Я был во Франции и интересовался у них, сколько времени занимает строительство АЭС – от планирования до запуска? Стоит учитывать, что в этой стране есть всё необходимое для строительства: собственные специалисты, оборудование и т. д. Всё в руках государства, а не частного капитала. В ответ на вопрос я услышал – 12 лет.
У нас в Литве ещё даже нет договорённости с соседями, но к 2020 году мы уже запускаем первый блок! Это невозможно.
Все эти вещи у специалистов вызывают уже не злость, а смех.
- Кстати, несколько лет назад у Литвы была возможность присоединиться к строительству Калининградской АЭС…
- Это было чудесное предложение. На высшем уровне: В.Путин предложил нашему президенту продавать Литве электроэнергию за 16 центов. Литве даже не требовалось финансировать строительство. А что ему ответила Д.Грибаускайте? «Построим свою!» - вот что. Но ведь, пока строим свою, могли бы покупать у россиян.
А в результате из тех 6 миллиардов кВт, что мы покупаем у России, 2 составляет электроэнергия из Калининграда. На той станции работают два таких же блока, как на литовской электростанции – по 450 МВт. Один полностью покрывает свои потребности, а второй – в качестве резервного. 2 миллиарда мы получаем по 16 центов. С другой стороны, если у них вырастет нагрузка, то мы можем и перестать получать эту энергию - россияне скажут, что им самим нужно. А мы останемся без поставщика.
Словом, пока мы будем смешивать политику и экономику, то и результаты будут соответствующие.
- Насколько мне известно, запасы сланцев находятся по большей части в Польше. Поскольку данная страна в экономическом плане сильнее, думаю, было разумнее подождать и посмотреть, каких результатов она добьётся в добыче этого ресурса. Какова будет себестоимость и цена продажи, с какими проблемами они столкнутся и т. д.
Стоит отметить, что дешевле рыночной стоимости этот газ продаваться не будет. Разница заключается лишь в том, что покупать его будем у «Chevron», а не у «Газпрома». В экономическом плане получается то же самое.
Но почему-то мы всегда везде хотим быть первыми, хотя наша экономика этого не позволяет. Поэтому я предлагаю подождать и осмотреться повнимательнее – что происходит вокруг?
В Европе существуют разные мнения по этому вопросу. Многие считают, что добыча сланцев не окупится, некоторые уверены в противоположном. Куда же мы так спешим? Неужели все вопросы непременно должны решаться за четырёхлетнюю каденцию Сейма? Ведь энергетические объекты невозможно построить менее чем за 20 лет. Если одни парламентарии принимают стратегию на 4 года, а затем следующий Сейм принимает уже иную стратегию – мы так никогда ничего не построим.
- Почему, на Ваш взгляд, «Chevron» ушёл из Литвы?
- Я думаю, они увидели, что данные территории не очень перспективны. Они работали у нас и в Польше и, видимо, решили, что там это более выгодно. Когда закончится разработка более перспективных площадей, то, может быть, вернутся и к нам.
- Об этом уже много раз говорили, но всё-таки – какие риски ожидают Литву в случае разработки сланцевых месторождений?
- Геологи говорят, что в недрах Литвы находится не сланцевый газ, а нефть.
Запасы и сланцевой, и простой нефти очень незначительны, и их добыча финансово невыгодна – экономику они нам не поднимут.
До 1990-х годов у нас существовала энергетическая стратегия: треть мы производили на АЭС, треть составлял мазут, и треть – газ. Когда существует такого рода конъюнктура, можно манипулировать. Скажем, появится сланцевый газ и составит около 2% в общем балансе. И что будет в результате? Поднимется политический шум, а на уровне экономики это никак не отразится.
- Насколько, как Вы считаете, Литве выгодно и перспективно использование сжиженного природного газа?
- Конечно, выгоднее взаимодействовать с соседями. Можно было бы сотрудничать с Латвией, но мы обвинили их в том, что газохранилище принадлежит «Газпрому»! А от россиян мы хотим оградиться.
А ведь на деле терминал будет принадлежать латвийской компании «Latvenergo», а не российской компании «Газпром». Но Литва упряма в своем желании иметь и собственный терминал. Латыши упёрлись, эстонцы отказываются вкладывать миллиарды в литовский проект, аргументируя это тем, что лучше уже построить у себя блок по добыче сланцев.
Мы со всеми перегрызлись в итоге. Литва желает всем диктовать свою моду. «Слушайте лишь нас - только мы поступаем верно». А ведь так не делается.
- Получается, из-за такого поведения и недальновидности литовского руководства энергетическая сфера Литвы может окончательно деградиривать?
- Один известный американский учёный сказал, что энергетика - слишком ответственная область, чтобы её можно было доверять политикам. Ведь они отвечают лишь за 4 года своей каденции, а любой энергетический объект строится гораздо дольше. Со временем люди поймут, что нельзя быстро сделать карьеру в сфере энергетики. Лучше и не пытаться.
А сейчас все ещё хотят быть независимыми от России. Вот строим терминал сжиженного природного газа в Клайпеде. Хотя, по логике вещей, его следовало бы строить в Латвии. Ведь у них есть газохранилище. Просто надо было бы достроить терминал. А сейчас, чтобы «хранить» там газ из Клайпедского терминала, мы должны его арендовать, платить немалые деньги. Плюс придётся строить дополнительный газопровод, чтобы переправить газ из Клайпедского терминала в латвийское газохранилище.
- Но ведь и это только полбеды - до сих пор не решён вопрос с поставщиком газа. Кто может выступить в такой роли, на Ваш взгляд?
- Кто-кто.
Россия будет его перевозить. Между Россией и Кувейтом существует договорённость. К примеру, Италия купила газ у России. Кто его повезёт? Кувейт – ему там ближе. Мы будем покупать у Кувейта, а транспортировать будет «Газпром». У них там свои связи.
Ведь никто не будет отправлять танкер из Кувейта – представьте, какая цена тогда будет у газа!
Точно так же, как с итальянцами. Им гораздо дороже стоила бы транспортировка из Санкт-Петербурга, чем из Кувейта. А потом уже Кувейт и Россия между собой договариваются.
- Господин Стумбрас, отдельно хотелось бы обсудить литовскую «стройку века» - Висагинскую АЭС. Премьер Литвы заявил, что осенью встретится с представителями японской корпорации «Hitachi», стратегическим инвестором ВАЭС, и намекнул, что японцам были высланы новые предложения. Существует ли, на Ваш взгляд, вероятность, что данный проект всё-таки воплотится в жизнь?
- В том же интервью премьер сказал, что не достигнута договорённость ни с латышами, ни с эстонцами, ни с поляками. Есть хорошая поговорка: «По Сеньке и шапка». Если мы строим атомную электростанцию мощностью 1,3 млн. кВт, то должны и предусмотреть рынки сбыта. К примеру, большая часть игналинской энергии реализовывалась в Беларусь. Из 10 млрд. кВт изготовленной энергии в год 6 покупала Беларусь, 3 мы использовали сами и один покупала Латвия. Стоимость была 6 центов. Эстония не покупала у нас вообще ничего.
- Может быть, теперь потребителями будут новые партнёры из ЕС?
- Сейчас Польша заявила, что не будет покупать у нас электроэнергию, и нам просто некуда её реализовывать. В течение 20 лет мы говорим об общей энергосистеме балтийских стран. Но никакие документы Литва, Латвия, Эстония до сих пор не подписали. Пока документы действительны для 5 стран – стран Балтии, Беларуси и России.
Существует золотое правило, согласно которому один агрегат не может быть больше 3% от общей системы. В СССР эта цифра составляла 5%. Это было сделано, чтобы в случае отключения одного из участников другие могли его заменить. К примеру, в советское время передавали по радио: «Остановился один из блоков Игналинской АЭС. Однако потребители ничего не почувствовали, поскольку его полностью заменил резерв на литовской ТЭС».
Поэтому АЭС мощностью в 1,3 млн. кВт может строиться лишь в системе общей мощностью в 40 млн. кВт. Северо-западная Европа – Литва, Латвия и Эстония - составляет 6 млн. кВт. Поэтому мы можем строить блоки не мощнее 200 мегаватт. В противном случае мы не сможем регулировать систему.
Если мы всё-таки решили строить, а резерв покупать за границей, то большой вопрос, кто согласится нам продавать это электричество. У поляков нет технических возможностей, у шведов их также недостаточно. Значит, покупать придётся в России.
Существует правило: если покупаешь резерв, то весь год обязан платить постоянный взнос, который составляет примерно половину цены. Хотя, может быть, резервом и не воспользуешься.
Все эти вопросы необходимо продумать. Планируемый блок, разумеется, является слишком огромным для балтийской системы.
После Игналины у нас сохранилась гигантомания, которая несовместима с тем, что мы отключаемся от российской системы.
Это то же самое, что купить огромную фуру с прицепом и вместо того, чтобы перевозить на ней товары в Испанию, использовать её для обеспечения маленьких магазинчиков в старом городе.
Поэтому надёжной энергосистема считается тогда, когда в энергосистеме генерирующих объектов более тридцати – по три процента на каждый. То есть если один отключился, остальные переняли его объёмы и никто ничего не почувствовал.
- Вы говорили, что ранее планировалось создание общей энергосистемы балтийских стран. Однако по факту Литва не может договориться с Латвией и Эстонией даже по отдельным энергетическим проектам. ВАЭС тому пример. Почему так выходит?
- Поскольку такие вопросы решаются на политическом, а не техническом уровне, они вызывают огромные вопросы у Латвии и Эстонии. Они мнутся и постоянно говорят: «Дайте нам дополнительные аргументы». Эта история тянется уже с 2008 года. Все смеются и никто не говорит «да».
Литовские СМИ недавно публиковали мнения энергетиков (а не политиков) из соседних стран – оказалось, что данный блок не подходит нашей энергосистеме. Эстония уже строит два блока для сланцевого газа по 300 мегаватт. Латыши построили один блок, идентичный нашему, в Электренай. Они удовлетворили свои потребности на ближайшие 5 лет. Потребность за последнее десятилетие не выросла ни в одной из стран Балтии.
- То есть главная проблема проекта Висагинской АЭС – сбыт продукции?
- Да, начинать надо с составления договоров о сбыте электроэнергии. Производимую сейчас в Европе электроэнергию предлагают покупать в среднем по 32, 36 центов. А мы на сегодняшний день собираемся построить АЭС, которая будет производить энергию за 16 центов.
Между тем, построить АЭС, продукцию которой можно будет продавать за 16 центов, могут лишь россияне, поскольку они финансируют проекты из бюджета страны, и им не надо возвращать капитал из банка.
На сколько бы «Hitachi» не уменьшали процент ссуды, всё равно её придётся возвращать. Поэтому о цене меньше 32 центов и говорить не стоит.
Ещё один важный момент. Для строительства АЭС будет необходимо обустраивать инфраструктуру. К примеру, чтобы привезти из Клайпеды один груз весом 100 тонн, необходимо построить шоссе ценой около 1 млрд. литов. В результате всё финансирование будет сосредоточено в одном районе, а в других местах в Литве дороги строить и реновировать никто не будет.
В своё время я приложил немало сил, чтобы в нашей стране появилась Игналинская АЭС. Однако она финансировалась из запасного бюджета, нам всячески помогали в строительстве, и энергию в результате мы продавали очень дёшево.
А сейчас, чтобы построить новую АЭС, необходимо брать в долг. При этом работать она начнёт не раньше чем через 20 лет. Не стоит верить тем, кто обещает построить станцию за 5 лет.
К примеру, финны строят третий блок уже действующей АЭС с 1999 года. В начале строительства они обещали окончить работу к 2009 году. Однако она продолжается до сих пор, и всё ещё неизвестна дата запуска.
Я был во Франции и интересовался у них, сколько времени занимает строительство АЭС – от планирования до запуска? Стоит учитывать, что в этой стране есть всё необходимое для строительства: собственные специалисты, оборудование и т. д. Всё в руках государства, а не частного капитала. В ответ на вопрос я услышал – 12 лет.
У нас в Литве ещё даже нет договорённости с соседями, но к 2020 году мы уже запускаем первый блок! Это невозможно.
Все эти вещи у специалистов вызывают уже не злость, а смех.
- Кстати, несколько лет назад у Литвы была возможность присоединиться к строительству Калининградской АЭС…
- Это было чудесное предложение. На высшем уровне: В.Путин предложил нашему президенту продавать Литве электроэнергию за 16 центов. Литве даже не требовалось финансировать строительство. А что ему ответила Д.Грибаускайте? «Построим свою!» - вот что. Но ведь, пока строим свою, могли бы покупать у россиян.
А в результате из тех 6 миллиардов кВт, что мы покупаем у России, 2 составляет электроэнергия из Калининграда. На той станции работают два таких же блока, как на литовской электростанции – по 450 МВт. Один полностью покрывает свои потребности, а второй – в качестве резервного. 2 миллиарда мы получаем по 16 центов. С другой стороны, если у них вырастет нагрузка, то мы можем и перестать получать эту энергию - россияне скажут, что им самим нужно. А мы останемся без поставщика.
Словом, пока мы будем смешивать политику и экономику, то и результаты будут соответствующие.