Сегодня думать о сезоне больших выборов, который наступает в янтарном крае в 2015-2016 гг., мешает не столько испепеляющая жара, сколько общая концентрация массового сознания на украинских событиях и связанных с ними глобальных переменах в международных отношениях. Между тем, с точки зрения перспективного планирования, до выборов главы региона осталось всего ничего: избирательная кампания официально стартует уже через 10 месяцев.
Борьба вокруг избрания новых составов областной Думы и горсовета Калининграда, скорее всего, выйдет на финальную стадию года через полтора, но в большую часть положенных им сроков полномочий народные избранники уже отработали. Этот экскурс в политическую хронологию обозримого будущего делает возможной самую общую оценку расклада сил, сложившегося на дальних подступах к очередному большому выборному циклу регионального масштаба.
Основным моментом, характеризующим обстановку на региональной политической арене, стало прекращение бесконечных склок внутри местной элиты. Несомненно, все эти информационные войнушки и личные вендетты делали калининградскую политическую жизнь очень зрелищной. Но ни как не способствовали решению тех объективных проблем, с которыми ежедневно сталкивается, и рядовой обыватель, и региональный бизнес. В конце концов, ко всем пришло осознание факта нахождения в одной лодке, в который мы все вместе или выплывем, или утонем. Пониманию приоритета общих для всех вопросов выживания и развития региона значительно способствовала совместная работа над новым вариантом ФЦП и пакетом мер по нейтрализации последствий отмены таможенных преференций, организованная областным правительством.
Безусловно, консолидация региональной политической и бизнес элиты значительно усиливает позиции действующего губернатора на предстоящих выборах. Архисложная геополитическая ситуация создает идеальную обстановку для восприятия населением известного тезиса о высоком риске смены коней на переправе. А свежая память о свершениях приезжих персонажей «повышенной политической проходимости» лишний раз заставляет даже фрондирующих избирателей задуматься о целесообразности выбора в пользу очередного «кота в мешке». Как показывает опыт, подобные персонажи тратят слишком много драгоценного времени на общую ориентацию в калининградской специфике. Между тем в нынешней обстановке заминка на полтора-два года – до прояснения положения гипотетическим «внешним игроком» - непозволительная роскошь для региона и его жителей.
Шансы Николая Цуканова дополнительно возрастают с учетом состояния местной оппозиции. Я никогда не был поклонником оппозиции ради оппозиции. Основная миссия сил, стремящихся прорваться к власти, состоит в следующем: аргументированная защита интересов слоев и групп, недовольных действиями властей, разработка альтернативы проводимому курсу, выдвижение новых фигур. Если с этим типовым для демократии лекалом подойти к калининградской оппозиции, то вписать ее в него будет абсолютно невозможно. Про альтернативную версию решения актуальных для региона проблем лучше сразу промолчать, чтобы не ставить уважаемых людей в нелепое положение. Немногим лучше дело обстоит с представительством интересов и ротацией свежих кадров. Дефицит новых лиц вообще грозит стать глобальной проблемой не только калининградской, но и российской политики. Можно встретить утверждения о том, что раскрутка с нуля «свежих» претендентов – дело элементарное. Был бы бюджет под человека, а там все приложится. Шедевральной пародией на эту позицию является кинокомедия «День выборов». Фактической основой для подобной точки зрения стали избирательные кампании Александра Руцкого и Александра Лебедя в середине 90-х гг. прошлого века. У первого акция, если не ошибаюсь, так и называлась – «72 часа». Этакий электоральный блицкриг за несколько суток. Адепты такого подхода предпочитают не обращать внимания на целый ряд факторов, которые не вписываются в их концепцию. Во-первых, в обоих случаях речь шла о продвижении фигур, хорошо известных даже не на региональном, на федеральном уровне. Что позволяло сразу перейти к стадии борьбы за умы и сердца избирателей, минуя этап ознакомления с новым продуктом на политическом рынке. Во-вторых, к тому времени массовое сознание еще не переело рекламы в тех масштабах, которые достигнуты в настоящее время. Креатив в навязывании прокладок, авто и телефонов привил населению серьезный иммунитет к политической рекламе.
Сегодня на призыве помыть обувь в теплом море много голосов не соберешь, что не мешает в миллионный раз пытаться использовать уже затертое клише. С точки зрения интенсивности политической борьбы, наличия интриги и остороты конкуренции более перспективными представляются как раз не ближайшие губернаторские, а более отдаленные по сроку выборы в представительные органы. И не только потому, что здесь разыгрывается гораздо больше мандатов – почти семь десятков (областная Дума+горосовет Калининграда+одно-два места одномандатника в Госдуме VII созыва). 2016 год будет годом парламентских выборов. И это поневоле заставит активизировать свою работу федеральные штаб-квартиры российских политических партий, откуда импульс дойдет и до их местных филиалов.