Отзвенели последние звонки в российских школах. И под этот перезвон сотни, тысячи озадаченных мам и пап вынуждены определяться, наконец, какому вузу доверить будущее своего драгоценного чада…
В последние несколько лет неожиданно для себя погрузился в тему профориентации молодёжи. Началось всё с дочери друзей: попросила помочь заполнить анкету для американской университетской "Лиги плюща". И понеслось – студенты Бауманки, молодежь из Северной Осетии и просто старшеклассники… Так и сложилось отдельное направление моей профессиональной деятельности "Как не ошибиться с выбором будущего".
Как же выбирают современные молодые люди, куда идти учиться?
Правильный ответ – выбирают родители. Да-да, именно так. Конечно, они максимально соотносятся со способностями, успехами и желаниями своих детей, но размер кошелька имеет, увы, решающее значение.
Родители и дети честно пытаются определиться с конъюнктурой рынка труда будущего, но дальше стандарта "юристов, экономистов, журналистов как грязи, надо придумать что-то существенней", будем откровенны, дело не идет.
Серьёзное влияние на выбор будущей траектории детей оказывает путь, пройденный родителями. Сформировавшиеся как личности в лихие 90-е, многие из них несут на себе отношение к стране типа "ничего хорошего здесь не будет", "у нас рабская психология в крови", "государство/чиновники - это всегда плохо", "страну люблю, государство ненавижу", "надо работать на себя, а не на чужого дядю" и т.д. и т.п. Понятное дело, вся эта негативная и, мягко скажем, спорная мифология не только транслируется на ценностные основания детей, но во многом определяет выбор будущего. Оттуда "растут ноги" идеи обучения за границей. Констатирую устойчивый спад этой тенденции в сравнении с пиком этих настроений лет пять назад, однако желание "считать кошек в Занзибаре" живо и поныне.
А что же дети?
Мы провели весьма обширную работу, начиная от стандартных тестов и заканчивая тематическими семинарами. Остановлюсь на вопросах, вызывавших наибольший интерес.
Задание "Опишите максимально подробно свой день через 10 лет". Тут начались серьёзные трудности – внятной картины будущего просто нет. Конечно, у всех есть желание жить в достатке, ездить на хорошей машине, иметь домашних животных, путешествовать по миру, вести нескучный образ жизни. Такие милые и понятные "хотелки"... А вот КАК в эту красивую заоблачную картинку попасть из дня сегодняшнего и какие усилия прикладывать (кроме, естественно, учёбы) – сплошной туман. И мало кто отвечает: "Много и напряженно трудиться".
Следующее задание, которое вызвало растерянность и замешательство почти у всех, - вопрос "Кого вы можете отнести к героям нашего времени?" Не то чтобы буквально "делать жизнь с кого". Скорее перечислить претендентов на это высокое звание, некие образы, ориентиры, маяки. Не менее трех современников молодого возраста - тем самым исключаются стандартные варианты папа/мама.
Максимально быстро и чётко с этим вопросом справились молодые люди из Северной Осетии. Это понятно: Кавказ - регион, в котором невнятности и слабости никто тебе не простит с самого рождения. У всех остальных ребят возникли значительные трудности. Нет у большинства молодых людей четкой и понятной картинки будущего. И осмысленная карьерная траектория, кроме выбора вуза, с ними практически никем и никогда не обсуждается…
А молодёжь – хорошая. Она искренне хочет счастливой жизни, высоких чувств, личной реализации…
Базовый элемент воспитания - это не то, что родители детям говорят, а родительское отношение к жизни в целом, личные «картины мира». Именно это максимально полно впитывают молодые люди. В том числе, и не в последнюю очередь, - отношение к делу, забирающему львиную долю времени и сил. К своей работе.
Наступит очередной проблемный этап, когда студенты третьего курса начнут задумываться, а что конкретно будет после окончания вуза. Ведь многие этого не понимают.
…Пересекаясь с однокашниками по КГУ (ныне БФУ имени И. Канта), могу наперед предсказать один из первых вопросов: "Саш, а ты по специальности работаешь?" Почему он первый? Да потому, что перед тем, как перешагнуть порог вуза, мы в большей степени выбирали не специальность - призвание.
Обращаюсь к родителям: выбирая профессию для своего ребенка, крепко задумайтесь: насколько он будет счастлив, посвятив себя этому делу? И что это такое вообще счастье для вас и для него? Сформулировать можете?