16:50

Трудно быть зрителем: рецензия на фильм "Трудно быть Богом"

  1. Новости
Почему гипертрофированный натурализм Германа потерялся во времени и так никого и не напугал
 
Документальная хроника зверств средневековья, перманентный ужас, лютость образов, вопиющая бесчеловечность, смерть за работой – "Трудно быть Богом" получил гриф "отвратительно" еще до своего выхода на экраны. Знакомых с творчеством Германа ("Рабочий поселок", "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!") не было нужды убеждать в обратном: сила создаваемых режиссером образов зиждется на плеске грязной воды, скрежете металлических предметов, шлепках тел друг о друга и бесконечного межсезонья.
 
В "Трудно быть Богом" видится узнаваемая германовская попытка возвести мерзотность в абсолют, создать эдакий научно-популярный путеводитель по страстям человеческим. На протяжении трех часов его герой Дон Румата (Леонид Ярмольник) оттирает человеческие нечистоты белоснежными платками и читает Пастернака. Бесконечная картинка грязи утомляет, а исхода из состояния усталости не предвидится – по сути, тягостность сюжета должна хотя бы в малой степени передать страдания Руматы, обреченного на жизнь среди недосуществ, имеющих с людьми с его родной Земли лишь поверхностное сходство. Средневековье на "подопытной" планете детализировано с характерной для советского костюмно-исторического четкостью и гротескностью образов и наводит на воспоминания и о "Городе мастеров" Владимира Бычкова, и о "Сказке странствий" Александра Митты. Только у Германа нет ни добра, ни зла, а есть одно нескончаемое бытие, не преломляющееся ни на одном из витков своего развития.
 
Попытка отразить страшный потенциал человеческого несовершенства затерялась во времени и прибыла к пункту назначения, растеряв весь запал ужаса. Пока снимался "Трудно быть Богом", мы успели увидеть вещи и пострашнее – у того же фон Триера. Организм, привыкший к высокотехнологичным синтетическим кино-наркотикам, напрочь отказывается воспринимать органику. Нас просто перестало "забирать". Впрочем, Алексею Юрьевичу до этого уже нет никакого дела.

Как делался фильм: свидетельства участников съёмок

Евгений Прицкер, редактор:

- И вот сценарий написан, начался подготовительный период. Света и Леша уехали в первую чешскую экспедицию, и вдруг наш продюсер Витя Извеков вспоминает, что мы забыли заручиться согласием Стругацкого. Я поехал к нему, вручил сценарий. Борис Натанович спрашивает: "Можно взять на время?" Я отвечаю: "Да что вы, возьмите совсем, только напишите бумагу, что не возражаете против запуска". Он говорит: "Так ведь я же не читал". "Ну, а вы думаете, — сказал я, — что когда вы прочтете, что-нибудь изменится?" Он подумал немного, сказал: "Да нет" — и поставил подпись. 

Елена Жукова, художник-постановщик:

- Взять хотя бы обвес костюма Ярмольника: фляги, кошельки, два кинжала, двуручный меч (и это не считая самого костюма со всеми этими доспехами, наплечниками и так далее) — так вот один только обвес, который средневековый человек носил с собой, составлял около 70 килограммов. И Алексей Юрьевич всегда просил, чтобы все было надето сразу же на человека — и на репетициях, и всегда. 

Виктор Извеков, исполнительный продюсер:

- Вообще, разговоры про деньги в связи с "Трудно быть Богом" вызывают у меня скрытое раздражение. Потому что тут совершенно не тот случай, когда нужно говорить про деньги, — это несоизмеримо со значением картины. Кто-то уже написал: "Пятнадцать лет, которые делалась эта картина, - ничто по сравнению с вечностью, которую ей предстоит жить". 

Юрий Фетинг, режиссер:

- Среди людей, которые снимались, были люди с физическими и психическими отклонениями, но они часто были талантливее, органичнее, чем профессиональные артисты. 


Посмотреть трейлер фильма можно здесь.

Прочитать интервью с актрисой Натальей Мотевой можно здесь.