Как делался фильм: свидетельства участников съёмок
Евгений Прицкер, редактор:
- И вот сценарий написан, начался подготовительный период. Света и Леша уехали в первую чешскую экспедицию, и вдруг наш продюсер Витя Извеков вспоминает, что мы забыли заручиться согласием Стругацкого. Я поехал к нему, вручил сценарий. Борис Натанович спрашивает: "Можно взять на время?" Я отвечаю: "Да что вы, возьмите совсем, только напишите бумагу, что не возражаете против запуска". Он говорит: "Так ведь я же не читал". "Ну, а вы думаете, — сказал я, — что когда вы прочтете, что-нибудь изменится?" Он подумал немного, сказал: "Да нет" — и поставил подпись.
Елена Жукова, художник-постановщик:
- Взять хотя бы обвес костюма Ярмольника: фляги, кошельки, два кинжала, двуручный меч (и это не считая самого костюма со всеми этими доспехами, наплечниками и так далее) — так вот один только обвес, который средневековый человек носил с собой, составлял около 70 килограммов. И Алексей Юрьевич всегда просил, чтобы все было надето сразу же на человека — и на репетициях, и всегда.
Виктор Извеков, исполнительный продюсер:
- Вообще, разговоры про деньги в связи с "Трудно быть Богом" вызывают у меня скрытое раздражение. Потому что тут совершенно не тот случай, когда нужно говорить про деньги, — это несоизмеримо со значением картины. Кто-то уже написал: "Пятнадцать лет, которые делалась эта картина, - ничто по сравнению с вечностью, которую ей предстоит жить".
Юрий Фетинг, режиссер:
- Среди людей, которые снимались, были люди с физическими и психическими отклонениями, но они часто были талантливее, органичнее, чем профессиональные артисты.
Прочитать интервью с актрисой Натальей Мотевой можно здесь.