Причиной стали резкие перемены внутри коллектива - из "Тильзит-театра" ушел главный режиссер Вилюс Малинаускас.
НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ
Причиной своего ухода молодой режиссер Вилюс Малинаускас называет разногласия, возникшие между ним и директором "Тильзит-театра" Ниной Лемеш. Об этом сообщил портал "Театрал онлайн".
- Я принял решение уйти из "Тильзит-театра", поскольку за время моей работы между директором театра и мной обнаружилось огромное количество разногласий по различным сторонам деятельности театра, в конечном счете сказывающихся на творческой стороне. Ключевым моментом для меня стало то, что все эти разногласия оказались непреодолимы, - возмущается Вилюс. - С одной стороны, я - главный режиссер театра, с другой - не могу влиять на формирование труппы. Принять актера на работу или нет – это целиком зависит от воли директора. Труппа же нуждается в обновлении, привлечении новых актеров, не обязательно молодых. К моему приходу в театр в труппу на протяжении ряда лет не поступило ни одного молодого артиста, средний же возраст артистов перевалил за сорок лет. Разумеется, это сказывается на репертуарных возможностях театра.
Вилюс Малинаускас указывает и на еще одно разногласие.
- Я, как главный режиссер театра, пытался выстраивать определенную репертуарную политику, но очень часто при выборе пьесы приходилось слышать от администрации: «Наш город этого не поймет». Город, как оказалось, все прекрасно понимает и ждет от театра не только бульварных комедий и кое-как слепленых сказок, но и разговора на непростые темы и не всегда простым языком.
По словам Малинаускаса, свою программу-минимум в «Тильзит-театре» он выполнил: в труппу пришли четыре молодых артиста - выпускники СПбГАТИ и Щукинского училища (но трое также приняли решение уйти из театра в этом сезоне), а в репертуаре появились новые спектакли, в которых заняты актеры, годами не выходившие на сцену.
А вот директор "Тильзит-театра" Нина Лемеш о режиссере отзывается не очень лестно.
- Малинаускас так и не стал главным режиссером для всей труппы. Его не приняла труппа, он не принял труппу. Так бывает. Спектакли не получались, атмосфера не складывалась. Режиссер и труппа поняли, что нет любви, нет доверия. Это же как в семье. Он правильно сделал, что ушел сам, - говорит "Комсомолке" директор, но уверяет, впрочем, что никаких скандалов и разборок не было. – Мы интеллигентные люди и расстались хорошо, оставшись друзьями. Он два года проработал у нас, была договоренность, чтобы он занимался труппой, ставил спектакли, был хозяином. Эту миссию, худо ли, хорошо ли, но исполнил. Но контракт решил не продлевать. Ну ничего, после ухода Марчелли, у нас не было главного режиссера 10 лет. Мы приглашали режиссеров и ничего, прекрасно жили. И сейчас проживем.
Кстати, как сказал Вилюс Малинаускас "Комсомолке", без работы после ухода из театра Советска, он не останется - есть предложения из омского и петербургского театра, есть проекты в Литве, идут переговоры с музыкальным театром в Клайпеде и с театром в Гданьске.
- Предложения интересные и есть над чем подумать. Но какое бы предложение я не принял, мои принципы останутся прежними. Творчество впереди всего и прежде всего. Цель – качественный спектакль, - говорит литовский режиссер. - Если руководство "Тильзит-театра" вдруг когда-то позовет поставить спектакль, не откажусь. Разовая постановка это одно – ты бьешься до финального результата. И я соглашусь поработать в "Тильзит-театре" снова, потому что это проще, над моей головой уже не висит как меч обязанность главного режиссера, когда надо занимать труппу и заботиться о творческой программе театра и формировании лица театре. Я "Тильзит-театр" люблю, ведь проработал в нем два года. Советску театр нужен, потому что город театральный, зритель привыкший. Последние два года все спектакли были аншлаговые. Публика интересуется, приезжают зрители из Калининграда. Как сказал один из лучших театральных критиков России Олег Лаевский, "если калининградской драмы нет на театральной карте России, то Советск есть".
СДАЛ БИЛЕТ И ОСТАЛСЯ РАБОТАТЬ
"Тильзит-Театр" начал сезон на отремонтированной сцене. 28 февраля, 1 и 2 марта состоялась премьера спектакля "Возвращение" в постановке того самого Вилюса Малинаускаса по мотивам произведений Антона Чехова, Михаила Зощенко и Сомерсета Моэма.
- Премьера прошла с музыкальным сопровождением симфонического оркестра, с номерами. Попытка соединить классику и шоу. На мой взгляд – неудачная. Нельзя так резать Чехова. Эту работу мы показали и больше никогда показывать не будем, - сказала директор Нина Лемеш.
С уходом Вилюса Малинаускаса в театре рухнул репертуар, труппу покинули еще три актера. Театр нужно было просто спасать, и героем-спасителем стал режиссер Евгений Марчелли, большой друг "Тильзит-театра", его бывший главный режиссер.
Он приезжал в Советск на открытие "Тильзит-театра" после ремонта и премьеру. Хотел погостить два дня, но узнал о ситуации в театре и решил остаться. Даже сдал обратный билет на самолет и экстренно приступил к работе.
- Я увидел, что ребята грустные, играть нечего, режиссёр ушел. Я предложил помощь – решил повторить то, что я ставил три года назад в ярославском театре и то, что у нас там сейчас идет. Это спектакль по пьесе польского драматурга Дороты Масловской "Двое бедных румын, говорящих по-польски", - говорит Евгений. – Задержусь в Советске до премьеры, то есть до 9 марта. В Ярославле без меня справятся, производство не остановится, у нас там налаженный процесс.
До премьеры в "Тильзит-театре" осталось четыре дня. Казалось бы, разучить с актерами новый материал и все отрепетировать за такой короткий срок невозможно.
- В театре возможно все! – улыбается Марчелли. – Главное, что у нас есть – это огромное желание. Если его нет, и двух месяцев будет мало. Мы стараемся изо всех сил и справимся. Ребята учат тексты по ночам, а днём с утра до вечера мы репетируем.
Премьера спектакля Евгения Марчелли состоится уже в это воскресенье, 9 марта.
Вилюс Малинаускас, выпускник мастерской Римаса Туминаса в Литовской академии музыки и театра, был назначен главным режиссером "Тильзит-театра" в 2012 году. Среди его постановок – "Медведь" Чехова, "Урод" Майенбурга, "Семейные истории" Срблянович. К недавнему открытию театра после продолжительной реставрации осуществил специальную творческую акцию, представив новую постановку на театральные темы из произведений Чехова, Зощенко и Моэма.
КСТАТИ
В апреле 2013 года бывший худрук Калининградского драмтеатра, а ныне – руководитель Ярославского театра Евгений Марчелли завоевал свою вторую "Золоту маску" (первую получил в 2006 году "за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004-2005 года"). Главным призом национальной театральной премии отметили его постановку "Без названия". Спектакль победил в номинации "Драма/Лучший спектакль большой формы".