14:40

Эксперт: Дорогая "евросинхронизация" делает проект Балтийской АЭС наиболее интересным на энергетической повестке дня

  1. Новости
Больше года назад Литва заявила, что планирует синхронизировать свою энергосистему с ЕС, отказавшись от сети стран СНГ. Это решение поставило под вопрос реализацию проекта строительства Балтийской АЭС с блоками большой мощности. Станция, расположенная в Калининградском эксклаве и не имеющая связи с единой энергосистемой  РФ, рискует остаться без потребителя.
 
Между тем планы Прибалтики, кажется, под большим вопросом, отмечает издание "Страна Росатом". Для оценки экономики проекта Прибалтийские страны обратились к независимым экспертам. Шведская компания Gothia Power провела анализ, его результаты есть в открытом доступе: выход стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва и Латвия) может вылиться в кругленькую сумму – от 435 до 622 млн евро. Разброс в цене связан с вариантами объединения с энергосистемой ЕС. В расчет принимались технические, экономические и социальные аспекты.
 
Издание попросило прокомментировать отчет российского эксперта, директора проектной дирекции «Янтарный остров» Антона Дедусенко.
 
«С технологической точки зрения там достаточно много сложностей, – считает он. – Странам Балтии необходимо перестроить свои энергосистемы с учетом требований и стандартов Евросоюза».
 
В частности, кардинально обновить системы оперативно-диспетчерского управления,  решить острый вопрос резервирования мощностей.Так стоит ли овчинка выделки? В отчете Gothia Power говорится: если с технической точки зрения этот дорогостоящий проект осуществим, то никаких экономических предпосылок для него нет. По информации постпреда России при ЕС Владимира Чижова, Еврокомиссия не имеет возможности нести лишние расходы в 500 млн евро и заинтересована скорее в синхронизации систем России и ЕС в целом, а не отделении и переподключении Прибалтики.
 
При таком раскладе Балтийская АЭС теперь может рассматриваться как один из наиболее взаимовыгодных и перспективных проектов на энергетической повестке дня. Окончательное решение по этому вопросу примут в первой половине 2015 года. «Мы надеемся, что руководство Евросоюза будет прагматичным в данном вопросе, – продолжает Антон Дедусенко. – Очевидно, что синхронизация систем России и ЕС – именно тот шаг, который соответствует ранее заявленным стратегическим целям Евросоюза».
 
Отметим, что Балтийская АЭС с самого начала была ориентирована именно на европейских потребителей и инвесторов. В частности, «Росатом» предпринял беспрецедентный шаг – пригласил иностранные компании войти в капитал будущей станции. Расположение Калининградского региона крайне удобно для осуществления экспорта-импорта электроэнергии.
 
«Реализация проекта в таком формате сможет придать дополнительный импульс российско-европейскому торгово-экономическому сотрудничеству», – уверен Дедусенко. К тому же в прошлом году была подписана дорожная карта энергетического сотрудничества России и Евросоюза до 2050 года. В ней рассматривается создание панъевропейского энергетического пространства с интегрированной сетевой инфраструктурой, добавляет эксперт.
 
Строительство Балтийской АЭС стартовало в 2010 году. Однако в прошлом году его приостановили после заявлений литовской стороны – до решения вопроса с выдачей мощности. Тем не менее исполняющий обязанности директора строящейся станции Виталий Трутнев уверен: возобновить стройку можно в любой момент, как только будет принято такое решение.
 
В проект инвестировано более 20 % его стоимости, при этом почти 90 % оборудования заказано, а значительная часть – изготовлена.  Продолжается работа с поставщиками. Представители дирекции выезжают на заводы для контроля качества продукции. В конце 2013 года специалисты работали в Подольске на приемке парогенераторов для первого блока, потом отправились на «Атоммаш» принимать закладные части для реакторной установки, а на Ижорском заводе наблюдали за изготовлением корпуса реактора.
 
Чтобы снизить складские издержки,  решено заказанное оборудование хранить на заводах. Оборудование для ядерного острова – отечественное, а для турбинного – французское, Alstom. 30 % АЭС в мире эксплуатируют турбоустановки этой компании. Пока наши соседи размышляют об инвестициях в мираж энергетической евросинхронизации, эксперты МАГАТЭ проводят оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта Балтийской АЭС. Россия не обязана исполнять требования конвенции об ОВОС в трансграничном контексте, но добровольно их соблюдает, чтобы укрепить доверие к проекту на международной арене. По данным «СР», в феврале международные эксперты приедут в Калининградскую область и начнут свою работу.