22:23

"Сталинград" Бондарчука: Патриотизм для массового потребления

  1. Новости
Не знаю, удостоится ли «Оскара» выдвинутый на американскую премию в номинации лучшего иностранного фильма «Сталинград», но я бы режиссера Бондарчука-младшего наградил. Хотя бы медалью, которую когда-то в Российской империи вручали мещанам, а также купцам из крестьян за различные услуги, оказываемые государству. С надписью «За усердие».
 
Создатель первого отечественного блокбастера, снятого в формате IMAX 3D и в самом деле оказался прилежным учеником. Причем не только в кинематографическом деле. Предпремьерному показу предшествовала мощная рекламная компания, а само действо в Москве предварялось шествием актеров и создателей ленты по красной ковровой дорожке с назойливо-тупыми «интервьюэрами» по ее краям. В общем, все было вполне себе по-голливудски, если не считать периодически попадавших в кадр троллейбусов на заднем плане.
 
Что же до собственно фильма, то, как совершенно точно заметил один из моих коллег, в нем были использованы абсолютно все клише, которые, как считается, помогают добиться успеха. Федор Сергеевич трудолюбиво сколотил воедино и обрушил на головы зрителей какие только можно банальности и стереотипы, присущие военной тематике постперестроечного периода. Тут и «на лицо ужасные, добрые внутри» защитники советского города, и фанатик в чине полковника вермахта на пару с рефлексирующим подчиненным хауптманом, и облагораживающее тех и других женское присутствие. Все это густо замешано на окопной грязи и посыпано сверху пеплом сталинградских руин. Не смею считать себя знатоком творчества данного режиссера, но на мой личный взгляд, в итоге получился какой-то гибрид его предыдущих творений - «9-й роты» и «Обитаемого острова». Тот факт, что новый фильм, согласно модному тренду, позиционирован как сверхпатриотический, ситуацию не спасает.
 
Впрочем, как раз о патриотическом воспитании в случае с бондарчуковским «Сталинградом» говорить довольно трудно. Само название, считаю, лучше было бы заменить на что-нибудь вроде «Любовь и ненависть на берегу Волги». И суть куда лучше передает, и, по крайней мере, иностранцы не путали бы со «Сталинградом» образца 1992 года - германского производства. Хотя там, конечно, латинские буквы…
 
Ну да бог с ним, с названием - мало ли знает история мирового кинематографа одноименных шедевров! Куда хуже, что авторы кинокартины настолько увлеклись спецэффектами, что сама патриотическая основа в такой ситуации им, скорее, мешает, чем помогает. В принципе, это вполне объяснимо: судя по всему, дорвавшись таки до высоких технологий, наши спецы во что бы то ни стало решили показать, что они не хуже всяких там кэмеронов. Насколько это удалось - в данном случае не суть важно. Но, кажется, трехмерые помазок для бритья и цветочная вазочка напрочь забили такую эфемерную вещь, как эмоциональное восприятие самого действа. Хотя и в этом отношении, казалось бы, сделано все возможное.
 
В самом деле, разве не трогательно, когда пятеро вконец огрубевших за полтора года войны мужиков наперебой стараются угодить случайно оказавшейся среди них юной девушке? Или не екает сердце при виде другой девушки, гибнущей от пули снайпера на глазах своего возлюбленного немца? Уверен, по крайней мере, дамская часть аудитории эти режиссерские находки оценит по высшему разряду.
 
Помимо слабого пола Бондарчук постарался и для подрастающего поколения. Именно ему предназначаются, к примеру, атака объятых пламенем «зомби», демонстрация навыков обращения с малой саперной лопаткой в рукопашной или пролетающий между двух человеческих тел артиллерийский снаряд. При этом молодым зрителям вовсе не обязательно иметь представление о значимости Сталинградской битвы во всей Великой Отечественной войне. Равно, как ни к чему знать о том, что война в реальности выглядит куда страшнее, чем военный гламур на киноэкране. Расслабьтесь в мягком кресле, зачерпните попокорна и хлебните кока-колы, наслаждаясь красочным зрелищем взаимного истребления героев фильма - ведь этот пафосно-патриотический фастфуд сделан именно для вас!
 
Когда на экране пошли финальные титры, в зале раздались сдержанные аплодисменты. Ну а что, режиссер ведь так старался...