12:16

За что Россия наказала Литву-

  1. Новости

Вместо прохождения границы с Калининградской областью за полчаса литовские "легковушки" стоят по 20 часов, тем временем фуры с литовскими номерами во всей России нещадно трясут до дна, что задерживает доставку товаров на сутки, а главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявляет: в литовских сырах и молоке найден тетрациклин, весь экспорт из Литвы может быть остановлен, что для литовской молочной индустрии - настоящая катастрофа. И все это - за две недели. Совпадение, или наказание?

 - И как мне теперь маму навестить? - кидая ссылку в интернете на очередную статью о том, что "литовские номера" попали вне милость российским таможенникам, в начале сентября спросил меня постоянно живущий в Калининграде гражданин Литвы Анатолий.

Что тут ответить?! На дворе 17 сентября, а коллапс для автомобилей с литовскими регистрационными номерами на границе с Калининградской областью начался 30 августа. Тогда литовский поток намертво встал. Если раньше границу можно было "пролететь" за 30 минут, сейчас ожидание растянулось на десятки часов. И это без всякого преувеличения. И ладно бы, всякие "бензовозы", которые живут с перепродажи дешевого для Литвы калининградского топлива. Намертво встали все: предприниматели, каждый день приезжающие в область присматривать за своим бизнесом, граждане Литвы, которые как Толик, уже много лет живут в Калининграде, учителя литовского языка, которые ежедневно ездят на своих автомобилях в регион, да мало ли кто.

- Может, это у вас такая "итальянская забастовка", а таможня просто требует повышения зарплаты? У нас так было! - отшутился я, вспоминая, что этим летом именно так сделали литовские таможенники, только на границе с Белоруссией. Различие лишь в том, что о тщательной проверки было объявлено заранее, что бастовать будут два дня, что каждую машину будут проверять до миллиметра, что ожидаются огромные очереди, что под горячую руку попадут все - и литовцы, и белорусы. В итоге все так испугались, что погнали в объезд через Латвию, а граница с Литвой те два дня была пустой.

"Смена программного обеспечения", - такую короткую формулировку, по словам МИД Литвы, получил официальный Вильнюс от российской стороны. Мол, все нормально, не волнуйтесь, чисто технический и временный вопрос. "Временность" растянулась на недели. МИД Литвы артобстрелом посылает в посольство России в Литве ноты протеста, жалобы, требования объясниться. В ответ - тишина. И уже 11 сентября - новый удар: тщательной проверки стали подвергать все грузовые автомобили с литовскими номерами на всей территории России. "Фуры" загоняют по очереди в ангары и едва не выгружают весь товар, открывая каждую коробку - не позавидуешь и российским таможенникам. По словам Ассоциации литовских транспортных перевозчиков, ежедневно убыток из-за опоздания грузов составляет 2 млн литов (порядка 25 млн рублей). Черту подвел глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.

- Такая ситуация угрожает потерей всех имеющихся клиентов и завоеванной части рынка, - говорил вчера литовский чиновник.

Еще категоричнее был его предшественник на посту главы внешнеполитического ведомства Литвы, консерватор Аудронюс Ажубалис.

- Новые требования и искусственные преграды на границе с Россией для Литвы не новость - с такой "политикой" мы сталкивались и раньше, - возмущался теперь депутат парламента соседней страны.

И вот, вчера, ситуация похоже достигла кульминации. Транспортный коллапс сдобрили вредные антибиотики, которые, как объявил "Роспотребнадзор", нашли в литовских молочных товарах. Главный санитар России Геннадий Онищенко заявил, что "участились случаи положительных находок из отобранных образцов, как по показателям безопасности, так и качества литовской молочной продукции". Проще говоря, нашли тетрациклин - вредная гадость, которая раньше никак не вязалась с литовскими сырами премиум-класса. Если ввоз литовских молочных продуктов запретят в Россию, то вся отрасль рискует рухнуть - 20-25% всей произведенной молочной продукции в Литве идет на экспорт в Россию. "Что это, блокада? За что?", - задаются в Литве, а некоторые горячие головы прямо в эфире одной местной радиостанции кричали, что раз уж война, то надо срочно блокировать передвижение поездов в Калининградскую область и закрыть транзит газа.

- Пусть они сами почувствуют, как это, убрать им поезда, - возмущалась в прямом эфире дозвонившаяся радиослушательница. Эти темы были вчера главными во всех литовских СМИ.

В отсутствии хоть каких-то логических объяснений, в Литве начали рождаться теории причин "экономической блокады". " Помимо "таможенно-молочных войн" вчера была еще одна важная для Литвы новость. Спустя более пяти лет в Литве начались прямые переговоры с "Газпромом" о будущей цене на газ для соседней республики. Литва за газ платит практически дороже всех в ЕС. Дороже Германии, которая дальше. Литовские власти утверждают, что это месть за попытку уйти от ига газового монополиста. Литва на 100% зависит от "Газпрома". Чтобы сбросить ярмо, было принято решение строить терминал сжиженного газа в Клайпеде, который уже заканчивают собирать в Южной Корее. В конце 2014 года он должен будет заработать и монополия российского концерна пошатнется. К тому же, в связи с европейской энергетической реформой, в Литве расчленили "дочку" "Газпрома", компанию Lietuvos dujos. Это было жесткое для "Газпрома" решение Вильнюса - отобрать газотранспортную систему. На этом решении, кстати, Брюссель не настаивал - можно было выбрать менее радикальный вариант этой реформы. Но, главное, прошлые власти в Литве подали в суд на российского монополиста в Стокгольмский арбитраж за, по их мнению, несправедливую формулу цены на газ и самовольное одностороннее повышение стоимости. Иск - на 5 млрд литов (примерно около 63 млрд рублей). Столько, по мнению Литвы, было переплачено. 6 сентября, спустя много лет в Литву приезжает глава "Газпрома" Алексей Миллер. Он о чем-то долго говорит с премьером Альгирдасом Буткявичюсом. Детали - не разглашаются. Неофициально, "Газпром" взамен на снижение цены на газ требует как минимум отозвать иск. Премьер предлагает сформулировать все предложения письменно. Вчера они пришли. Что там, никто не знает, но зато какой фон для размышлений, решили литовские политологи. Мускулы Россия показала по всем направлениям. Мол, думайте, и делайте правильное решение.

Вторая главная теория - это председательство Литвы в Евросоюзе. В ноябре в Вильнюсе пройдет саммит "Восточного партнерства". Это такой клуб интеграции некоторых стран бывшего СССР в Евросоюз - Грузии, Украины, Молдавии, Армении. Есть еще Белоруссия, но президент союзной республики "батька" Александр Лукашенко мечется: то хочет дружить с Европой и ругает Россию, то наоборот. Поэтому на Минск в Вильнюсе в ноябре никто не рассчитывает. Но если остальные указанные страны парафируют, а Украина еще и подпишет, договора об ассоциации с Евросоюзом, то Россия потеряла из своей орбиты эти государства. Брюссель переиграл Москву. Никакой Украины в Таможенном союзе, никакого Евразийского союза. В общем, большая политика. Именно по этому авторы "Восточного партнерства" недавно испытали буквально шок, когда президент Армении Серж Саргсян, после встречи с Владимиром Путиным в Москве, заявил: Армения идет в Таможенный союз. Надежды ЕС в отношении Еревана практически полностью рухнули. Быть и там и там - нельзя. Но ведь есть еще и другие страны, а сближение Украины с ЕС с каждым днем становится все неизбежнее и неизбежнее. Вот и включилась, полагают в Литве, большая силовая машина: в молдавском вине Геннадий Онищенко нашел каких-то паразитов, в украинском шоколаде еще микробов, ну а Литва - она уже вроде как член Евросоюза, хозяйка его на полгода, тоже попала под показательный каток. Так посмотрите, как ей сейчас будет плохо. Мол, думайте, страны, и делайте правильные решения.

Это все, конечно, домыслы. Ну а о чем еще думать в 20-часовой пробке в Калининград, когда больше никакой информации нет. Правда, Толик?